«Автотор» расширит модельную линейку вдвое

Собирать в Калининграде будут в том числе китайские электрокары
«Автотор»

Калининградский автомобилестроительный холдинг «Автотор» до конца года планирует расширить линейку выпускаемых моделей с 10 до 20–22. Об этом рассказал 28 июня журналистам председатель совета директоров компании Валерий Горбунов. Всего в 2023 г. компания выпустит около 70 000 машин, 1000 из которых – на электротяге.

«Сейчас у нас три бренда и девять моделей, в том числе коммерческие, на электротяге. Десятая модель на выходе. До конца года выйдем на производство 20–22 моделей», – отметил Горбунов. Он добавил, что в их число входят модели еще двух марок, сборка которых начнется в этом году.

После ухода своих традиционных партнеров – Kia и BMW – в 2022 г. «Автотор» в начале этого года приступил к сборке китайских автомобилей. Первым в конце января на конвейер в Калининграде встал среднеразмерный седан Kaiyi E5. Позднее начался выпуск кроссовера BAIC X35 и седана U5+, а также кроссоверов марки SWM и линейки коммерческой техники.

Бренды легковых машин, которые добавятся к портфелю компании в этом году, «Автотор» не раскрывает. Но, как отметил Горбунов в беседе с «Ведомостями», это не будут компании из числа популярных китайских марок в России, поскольку они опасаются вторичных санкций.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что «Автотор» стратегически верно сделал ставку на небольшие китайские марки автомобилей, которые в основном реализуют свою продукцию на внутреннем рынке КНР. «Таким компаниям не страшны санкции», – пояснил эксперт. По его словам, задача «Автотора» – насытить российский авторынок, на котором наблюдается дефицит новых машин. По мнению Бургазлиева, рынок в этом году «недополучит» примерно 250 000 автомобилей.

Замминистра промышленности и торговли РФ Альберт Каримов на ПМЭФ-2023 прогнозировал, что продажи новых автомобилей всех видов (легковых, легких коммерческих и грузовых) в России в первом полугодии 2023 г. составят порядка 500 000 единиц, а суммарные продажи за весь год – около 1 млн машин. За первые пять месяцев 2023 г. в России было продано 414 000 новых автомобилей против 390 000 машин за тот же период годом ранее.

Из 70 000 автомобилей, которые «Автотор» выпустит в этом году, 58 000–60 000 дистрибуторы Kaiyi и BAIC передадут дилерам, говорит топ-менеджер. План на 2024 г. – 100 000 машин. В 2022 г. калининградский концерн выпустил 54 129 единиц автотехники.

Почти 4 млрд руб.

будет стоить новый завод «Автотора», который планирует выпускать  50 000 компактных электромобилей в год. Завод автокомпонентов на 1 млн изделий в год будет стоить 1,13 млрд руб., завод электродвигателей мощностью 60 000 единиц в год – 8,9 млрд руб., завод силовой электроники – 2,74 млрд руб.

Также в этом году, по словам Горбунова, будет выпущено около 1000 электрокаров трех моделей, включая коммерческие. Как уточнил гендиректор «Автотор-автохолдинга» Евгений Петухов, компания будет постепенно наращивать долю электрокаров в общем выпуске продукции, предлагая потребителям параллельно с бензиновыми версиями сначала гибридные модели, затем подзаряжаемые гибриды и после этого – чисто электрические автомобили.

«Автотор» делал ставку на электромобили еще в 2021 г., когда подписал с Минпромторгом дополнительное соглашение к специнвестконтракту (СПИК) и обязался вложить дополнительно 20 млрд руб. в освоение производства электрокаров. Из-за этого общий объем инвестиций компании в рамках СПИКа вырос до 32 млрд руб.

Как следует из материалов компании, «Автотор» в 2024 г. планирует запустить завод на 50 000 компактных электромобилей в год стоимостью почти 4 млрд руб., а также завод автокомпонентов на 1 млн изделий в год за 1,13 млрд руб., завод электродвигателей мощностью 60 000 единиц в год за 8,9 млрд руб., завод силовой электроники за 2,74 млрд руб. и завод аккумуляторов вместе с «Росатомом». Госкорпорация строит в регионе «гигафабрику» по производству аккумуляторов с инвестициями до 51 млрд руб. Кроме того, на 2025 г. «Автотор» запланировал ввод литейно-механического завода за 7,32 млрд руб., а также ряд более бюджетных производственных проектов.

По словам Горбунова, реальные инвестиции «Автотора» в эти проекты будут выше, чем зафиксированные в СПИКе компании 32 млрд руб., но на сколько именно – не уточнил.

Автоэксперт Владимир Беспалов называет расширение линейки «Автотора» логичной. По его словам, это даст возможность оценить привлекательность для рынка различных марок авто, а с углублением локализации выбрать наиболее востребованные. Более того, мощности «Автотора» позволяют наращивать выпуск различных моделей, добавил эксперт.