«АвтоВАЗ» продолжит развитие семейства Vesta после 2025 года

Одним из возможных вариантов является создание на этой платформе минивэна
Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» рассматривает возможность дальнейшего развития модельного ряда на платформе Lada Vesta после выпуска кроссовера в 2025 г., рассказал «Ведомостям» представитель компании. Какой именно будет новая модель, он не уточнил. Подобные вопросы, равно как и запуск работ по новому проекту, утверждает совет директоров компании, пояснил собеседник.

Lada Vesta построена на платформе Lada B/С, которая является собственной разработкой компании. В современном виде она была представлена в 2014 г. и с тех пор неоднократно дорабатывалась.

По словам источника «Ведомостей», близкого к «АвтоВАЗу», речь идет о разработке минивэна на платформе Vesta, который со временем сможет заменить Lada Largus (создан на платформе В0 альянса Renault – Nissan – Mitsubishi). Но эти работы, по его словам, «пока находятся на очень ранней стадии». О разработке концерном минивэна на базе Lada Vesta ранее также сообщал Telegram-канал «Русский автомобиль». Этот проект может быть реализован в 2026–2027 гг., полагает собеседник «Ведомостей».

«АвтоВАЗ» уже выпускал минивэн в 1998–2006 гг., напоминает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. Семиместный автомобиль назывался «Лада Надежда» (индекс 2120), и его выпускали на опытно-промышленном производстве на базе «Нивы». Но «Надежда» так и не пошла в полноценную серию, говорит Удалов.

«АвтоВАЗ» планировал возобновить производство Lada Largus осенью 2023 г. Автомобиль до прекращения выпуска в 2022 г. был представлен в виде пассажирского минивэна и коммерческого фургона и пользовался большой популярностью. По данным Ассоциации европейского бизнеса, в 2021 г. пассажирская версия занимала 10-е место в топ-25 самых популярных легковых машин в России, была продана 39 541 машина. Фургон расположился на четвертой строчке топа коммерческой техники (10 573 шт.).

В конце весны – начале лета 2023 г. собеседники «Ведомостей», близкие к автоконцерну, сомневались в возможности «АвтоВАЗа» возобновить производство Largus в этом году. В автомобиле, построенном на платформе B0, необходимо импортозаместить более 70 компонентов, объясняли они. Кроме того, в тот момент завод был сосредоточен на перезапуске обновленной Lada Vesta, и этот проект тоже сталкивается с дефицитом компонентов («Ведомости» писали об этом 20 июля).

Но в конце июля опрошенные «Ведомостями» источники среди компонентных производств говорили, что «АвтоВАЗ» «очень активно» готовится к перезапуску Largus и, несмотря на то что по ряду компонентов остаются проблемы, осенью они, скорее всего, будут решены.

На рубеже 2024–2025 гг. «АвтоВАЗ» представит две основные новинки, обещал ранее президент компании Максим Соколов. В первую очередь речь идет о семействе автомобилей компакт-класса Lada Iskra, которое должно постепенно прийти на смену текущей Lada Granta. Новая машина будет построена на модульной платформе альянса Renault – Nissan CMF-B и доступна в трех вариантах кузова – седан, универсал и кросс-версия, говорил Соколов на Петербургском международном экономическом форуме в июне 2023 г.

До начала СВО на Украине и последовавшего ухода Renault из России предполагалось, что на этой платформе будут выпускаться все новые модели «АвтоВАЗа». Дизайн Lada Iskra будет ближе к модели Vesta, нежели к соплатформенным французским машинам, отмечал Соколов. По его словам, новинка будет немного больше нынешней Lada Granta. Суммарно этот проект обойдется «АвтоВАЗу» примерно в 37 млрд руб. Выпуск кроссовера на базе Lada Vesta намечен на конец 2025 г.

По словам Удалова, сегмент минивэнов не очень большой, но имеет своих поклонников – в основном среди многодетных семей. Создание автомобиля на имеющейся платформе существенно ускорит процесс и позволит унифицировать часть компонентов с другими моделями, поясняет он. В то же время для новинки потребуются новые штампы кузовных деталей, что в нынешних условиях является не самой простой задачей, полагает Удалов.

Китайцы могут сделать ходовой макет на имеющейся платформе за 6–8 месяцев, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Выпуск опытной партии транспортных средств (до 500 шт.) и ее испытания – это еще полгода плюс подготовка производства и запуск в серию, рассуждает он. Если у автоконцерна нет возможности спроектировать новый кузов самостоятельно, он может заказать эту работу на стороне, но тогда процесс растянется примерно на 2,5 года, продолжает эксперт.

По словам Бургазлиева, «АвтоВАЗ» может пойти путем «незначительной трансформации» кузова универсал от Lada Vesta, поскольку стоимость изготовления нового даже на имеющейся платформе может доходить до 350 млн евро.

Пока Волжский автозавод продает автомобили своих традиционных линеек Granta и Niva, в июне к ним стала постепенно прибавляться Lada Vesta NG. Всего в первом полугодии 2023 г. компания продала 143 618 автомобилей – почти в 2 раза больше, чем годом ранее.