«АвтоВАЗ» начал переговоры о сборке машин в Иране

Но правительство России ждет поставок автомобилей на внутренний рынок
Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» уже ведет переговоры о сборке автомобилей в Иране. Об этом «Ведомостям» рассказали два источника, знакомых с планами компании. Сейчас автомобили Lada в Иране не продаются. Конкретных сроков принятия решения по выходу на рынок республики пока нет, говорят собеседники.

Один из них отмечает, что стратегия выхода на рынок Исламской Республики Иран (ИРИ) может предполагать как вариант со сборкой, так и без нее на начальном этапе. Основная проблема заключается в технических требованиях к транспортным средствам на местном рынке, которые отличаются от российских, поясняет собеседник. Второй источник также подтвердил наличие переговоров между сторонами, но подчеркнул, что договоренностей пока достигнуто не было.

О том, что после начала поставок готовых автомобилей в Иране может быть налажена и сборка Lada, упоминал ранее начальник отдела продаж и развития бизнеса на зарубежных рынках «АвтоВАЗа» Андрей Владимирцев. Но топ-менеджер рассказывал о планах, не упомянув о переговорах. На открывшейся 4 декабря в Тегеране выставке Eurasia Expo 2023 он подчеркивал важность рынка ИРИ для российской компании (слова Владимирцева передало «РИА Новости»). На выставку, которая продлится до 7 декабря, привезли Lada Vesta в различных модификациях, Lada Granta и Niva Travel.

Эти модели будут в скором времени представлены и на рынке Ирана, пообещал Владимирцев. По его словам, сейчас «решаются вопросы» с соблюдением местного техрегламента и сертификации. Дистрибутором «АвтоВАЗа» в республике будет компания Nika Motor. Она также будет заниматься организацией обслуживания и ремонта модельного ряда Lada.

«АвтоВАЗ», как и другие отечественные автоконцерны, во второй половине 2010-х гг. предпринимал активные попытки вывести свою продукцию на рынок ИРИ. Но выход США в 2018 г. из сделки по иранской ядерной программе и восстановление санкций против Тегерана разрушили эти планы.

Представитель «АвтоВАЗа» от комментариев по переговорам с Ираном отказался.

Традиционно крупнейшими внешними рынками сбыта для «АвтоВАЗа» были страны Евразийского экономического союза – Казахстан и Белоруссия. В 2022 г., после ухода основного акционера – французской группы Renault, последовавшего дефицита автокомпонентов и многочисленных простоев, «АвтоВАЗ» снизил объем экспорта более чем вдвое до 17 246 автомобилей, следует из данных компании.

Продажи Lada в России снизились в 2022 г. в 1,5 раза до 174 688 машин, следует из статистики «Автостата» и системы электронных ПТС. В целом рынок легковых автомобилей в России провалился на 59% до 626 281 шт. В 2023 г. «АвтоВАЗ» обещал выпустить около 400 000 машин, но после попадания в сентябре в SDN list (черный список) минфина США был вынужден снизить прогноз на 10% до 360 000 автомобилей, говорил президент компании Максим Соколов.

За 11 месяцев текущего года в России было продано 319 518 новых Lada – почти в 2 раза больше, чем годом ранее, следует из данных «АвтоВАЗа». Большая часть из них – 190 182 машины – пришлась на самую бюджетную модель, Granta. Рестайлинговая Lada Vesta, производство которой было перезапущено в марте, появилась у дилеров лишь в конце мая – июне. Дилеры жаловались на получение некомплектных автомобилей, причем не только Vesta, но и Niva Travel. Кроме того, с начала года автоконцерн испытывает дефицит лакокрасочных материалов («Ведомости» писали об этом 30 января).

Правительство ожидает, что отечественные автозаводы резко нарастят производство и удержат за собой большую часть рынка, следует из заявления премьера Михаила Мишустина. «На горизонте 3–4 лет необходимо обеспечить рост производства отечественных автомобилей на уровне свыше 1,3 млн машин в год. И более 70% продаж должны составлять выпущенные именно у нас», – сказал глава правительства 6 декабря.

Пока локальные автозаводы до указанной премьером доли не дотягивают. Например, из 109 706 легковых машин, проданных в России в ноябре 2023 г., не менее 50 971 шт. (46,5%) собрано в России. Это вся продукция «АвтоВАЗа», Haval, «Москвича», УАЗа и «Автотора». Российский рынок пока далеко не закрыт с точки зрения удовлетворения потенциального спроса, напоминает автоэксперт Владимир Беспалов, добавляя, что именно он должен оставаться в фокусе «АвтоВАЗа».

Рынок Ирана сейчас по объемам вполне сопоставим с отечественным. Продажи автомобилей в Иране в январе – сентябре 2023 г. выросли на 0,2% в годовом выражении до 809 195 единиц, следует из статистики Focus2move. Это последние доступные данные. В сентябре продажи снизились на 18% до 76 891 машины. По статистике Минпромторга России, за первые девять месяцев 2023 г. в стране продажи новых автомобилей всех типов поднялись год к году на 49,1% до 905 926 шт. Рынок новых легковушек в России за тот же период вырос на 48,1% до 718 902 машин.

На рынке ИРИ сейчас доминирует местный бренд Saipa, продажи которого за три квартала составили 325 850 автомобилей (-5% год к году). На 2-м месте – французская Peugeot: 248 294 машины (-6,5%), на 3-м – локальный автобренд Iran Khodro (176 906, рост на 19%). Самыми популярными моделями за истекший период стали Saipa Pride и Saipa Quick.

Saipa Quick наряду с моделями Saina и Shahin должна была в этом году выйти на российский рынок. Привозить их по параллельному импорту планировала компания «Бест моторс», продажи предполагалось начать с 1 июня. За первый год продаж компания собиралась реализовать не менее 10 000 машин через 120 дилеров.

Но эти планы не реализовались. 6 декабря «Газета.ру» сообщила со ссылкой на гендиректора «Бест моторс» Александра Степанова, что компания отказалась от импорта Saipa в Россию из-за изменения экономической ситуации в стране и находится в стадии ликвидации. С 1 августа правительство увеличило ставки утильсбора на автотехнику, сбор на легковые машины вырос в 1,7–3,7 раза в зависимости от объема двигателя.

Явных перспектив для «АвтоВАЗа» на рынке Ирана сейчас нет, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Даже учитывая потенциальные сходства машин Lada и продукции местных автопроизводителей, импортные модели будут всегда дороже, указывает он. Кроме того, российскому автоконцерну придется сделать существенные инвестиции в создание сети дистрибуции и маркетинг в республике, что будет отвлекать средства от развития на домашнем рынке, отмечает эксперт.

Сейчас выход в Иран российского автоконцерна можно расценивать скорее как прощупывание почвы на долгосрочную перспективу, когда отечественный рынок будет насыщен, полагает Беспалов. У Ирана есть свой автопром и, насколько продукция «АвтоВАЗа» будет конкурентна на его фоне, пока не ясно, отмечает он.