Минпромторг может ужесточить требования к локализации электромобилей

Это осложнит продажи для уже работающих в России автоконцернов
Инициатива Минпромторга может осложнить выпуск электрокаров для тех, кто уже производит их в России/ Александр Рюмин / ТАСС

Минпромторг рассматривает возможность корректировки требований к локализации электромобилей, необходимых для получения господдержки. Об этом «Ведомостям» рассказал представитель министерства. Соответствующие пороговые значения могут быть верифицированы с учетом положений стратегии развития автопрома, концепции развития отрасли, а также обязательств производителей в рамках действующих специнвестконтрактов (СПИК; заключается инвестором с государством, фиксирует льготы и налоговую нагрузку проекта в обмен на инвестиции и внедрение новых технологий. – «Ведомости»), добавил собеседник.

Ужесточить требования к локализации электромобилей для допуска к мерам господдержки предлагал «АвтоВАЗ» в ноябре 2023 г. Это условие компания считает фактором успешной реализации проекта электрической Lada Largus. Опытное производство новинки стартовало на площадке «Лада Ижевск» в середине декабря, выход в серию намечен на май 2024 г. – одновременно с запуском бензиновой версии Largus.

В частности, «АвтоВАЗ» предложил внести изменения в постановление правительства № 364 от 16 апреля 2015 г. и установить в нем обязательные и поэтапно растущие требования к локализации электромобилей для допуска к госпрограмме льготного автокредитования. Также компания просила дополнить правила компенсации утильсбора (разовый платеж при выпуске или импорте техники. – «Ведомости») поэтапно растущими требованиями к локализации электрокаров.

Постановление № 364 регламентирует правила программы льготного автокредитования, которая наряду с льготным лизингом является ключевой для поддержки спроса на отечественном авторынке. На эту программу в 2023 г. Минпромторг выделил 5 млрд руб., но деньги быстро закончились. В 2024 г. бюджетом предусмотрено уже 17,3 млрд руб. на льготные автокредиты.

Эта программа позволяет отдельным категориям граждан (сейчас – семьям с детьми, военным и медработникам) получить скидку до 20–25% на авансовый платеж при покупке машины российского производства в кредит. Но условия участия в ней для производителей машин на традиционном топливе и электрокаров разные. С 2024 г., чтобы попасть в эту программу, автомобиль с двигателем внутреннего сгорания (ДВС) должен набрать не менее 1600 баллов за локализацию в рамках соответствующей методики Минпромторга. В 2025 г. – не менее 2000 баллов, в 2026 г. – не менее 2500.

Продукция «АвтоВАЗа», группы ГАЗ, УАЗа по большинству наименований уже вписывается в эти рамки. Например, локализация Lada Granta, согласно заключению Минпромторга от 20 июля, составляет 5135 баллов, «УАЗ Patriot» по заключению от 15 сентября – 2809 баллов, дизельный фургон «ГАЗель Next» набирает 3361 балл.

Для электромобилей пока достаточно лишь сертификата происхождения, удостоверяющего, что транспортное средство было изготовлено на территории России. Такой есть у всех автоконцернов, заключивших СПИК с государством и имеющих производство в России. То есть балльная оценка локализации на них не распространяется. В то же время скидка на покупку отечественного электромобиля в кредит выше, чем машины с ДВС, и составляет до 35% стоимости, но не более 925 000 руб. На них также не распространяется ограничение по стоимости транспортного средства, которое для машин с ДВС зафиксировано на уровне 2 млн руб.

Представитель «АвтоВАЗа» говорит, что Lada e-Largus к моменту начала производства будет самым локализованным легковым электромобилем, где более 50% компонентов имеют отечественное происхождение. «Компания приветствовала бы отдельные и более обширные меры поддержки для таких проектов, отличные от низколокализованных электромобилей, которые собираются крупноузловым методом в России», – отметил собеседник.

Производством легковых электрокаров в России занимается липецкий «Моторинвест», который выпускает технику под собственным брендом Evolute из машинокомплектов китайской Dongfeng, а также московский автозавод «Москвич» – на базе техники JAC (также КНР). Компания «Электромобили мэнуфэкчуринг рус» выпускает коммерческие электрофургоны на шасси «УАЗ Профи». В следующем году к производителям автотехники на электротяге планирует присоединиться калининградский «Автотор». «Ведомости» направили вопросы в эти компании.

Важный фактор собственных решений и технологий – это коммерческая целесообразность и поддержание российских технологий на высоком уровне, говорит гендиректор «ЭМ-рус» Илья Рашкин. По его словам, у компании есть потенциал и все возможности для развития собственных разработок. Рашкин отмечает, что в коммерческом сегменте, где представлена компания, важны сроки и стоимость обслуживания транспорта и, если техника не российская, эти два аспекта могут стать сложностью для эксплуатанта.

Продажи легковых электрокаров в России за 11 месяцев 2023 г. выросли в 5 раз в годовом выражении до 12 167 шт., следует из данных «Автостата». Наиболее популярны импортные модели китайской Zeekr (2752 единицы) и немецкой Volkswagen (1859). Российская Evolute – на 3-м месте: 1795 машин.

Принятие такого решения (об ужесточении локализационных требований для электрокаров) усложнит продажи имеющихся отечественных электромобилей, уверен исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. По его словам, реализация такой техники сейчас и так связана с трудностями, поскольку темпы роста рынка электрокаров не соответствуют темпам развития зарядной инфраструктуры. «При сравнительно небольших продажах локализация всегда идет тяжело. Поэтому сначала надо дать производителям выйти на объемы, а потом ужесточать требования по локализации», – отмечает эксперт.

Удалов полагает, что такой подход регулятора в текущей ситуации может осложнить достижение параметров, заложенных в концепцию по развитию производства и использованию электротранспорта до 2030 г. Согласно документу, принятому в августе 2021 г., к концу первого этапа реализации концепции (по 2024 г. включительно) в стране должно быть суммарно выпущено не менее 25 000 электромобилей.

Независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает, что логика Минпромторга в данном случае заключается в попытке создать максимальную технологическую добавленную стоимость внутри страны. Для рынка это будет означать, что электрокары будут дорожать и в ближайшее время останутся нишевым продуктом, резюмировал он.