Зарядки для электромобилей переведут на отечественное ПО с 2025 года

Часть софта уже сейчас разрабатывают сами компании – операторы зарядных станций, но ряда решений в России нет
Максим Стулов / Ведомости

С 1 января 2025 г. быстрые зарядки для электромобилей должны будут работать на программном обеспечении, входящем в реестр отечественного ПО или реестр ПО членов Евразийского экономического союза. Соответствующий проект приказа опубликовало Минцифры на сайте нормативных правовых актов 8 декабря.

По данным сервиса 2Chargers, в России сейчас всего около 4500 электрозаправок, 779 из которых быстрые. Установка быстрых ЭЗС субсидируется государством: компенсируется до 60% (т. е. до 1,86 млн руб.) стоимости зарядки и до 30% (до 900 000 руб.) техприсоединения к электросети. По данным Минэкономразвития, в 2022 г. в России было установлено 439 быстрых и 783 медленные зарядки. План на 2023 г. – 659 и 2163 ЭЗС соответственно. Почти 3000 зарядных станций для электромобилей должны быть созданы в пилотных регионах РФ до конца 2024 г., следует из материалов к проекту бюджета РФ на 2024 г. и плановый период 2025–2026 гг.

В июле представитель Минпромторга сообщал «Ведомостям», что в 2022–2023 гг. пять российских компаний наладили производство быстрых зарядных станций, соответствующих требованиям к промышленной продукции, произведенной на территории России. Производственные возможности организаций на 2023 г. составляют около 3000 станций, пояснял представитель Минпромторга. По словам президента Sitronics Group Николая Пожидаева, крупнейшие производители зарядных станций в России – Sitronics Electro, «Парус», ПСС, «Е-пром» – используют протокол ОСРР (Open Charge Point Protocol – открытый протокол зарядной станции) версии 1.6.

Представитель Минцифры рассказал «Ведомостям», что на сегодняшний день в реестре ПО содержатся сведения об отечественных программных решениях Engy Energy Station v. 2.5 от ООО «Энжи», единая система управления зарядной инфраструктурой Sitronics Electro от АО «Ситроникс», клиентская система управления для зарядных станций от ООО «Зарядная станция» и др.

В зарядных станциях применяется несколько типов программного обеспечения, говорит руководитель направления ЭЗС компании «Парус электро» Александр Нечаев: ПО контроллеров для зарядки электромобилей по различным стандартам, ПО управления зарядной станцией и ПО для передачи различных данных от зарядной станции на сервер оператора. «Разработка софтовой части за IT-компаниями. Но некоторые крупные производители зарядок сами разрабатывают и программное обеспечение», – уточняет генеральный директор интегратора ГК «Эттон» Ефим Климов.

По словам Нечаева, в настоящее время собственное ПО используют только «Парус электро», ПСС, «Яблочков» и «Реватт», «остальные пока не создали свой программный комплекс, используют покупные изделия с необходимым ПО». При этом программное обеспечение для управления зарядными станциями на уровне операторов используется исключительно от российских вендоров, иностранные производители в данном сегменте отсутствуют, добавил Нечаев. Несмотря на расширение локализации производства зарядных станций и увеличение количества приложений для управления электрозарядками, основной компонент станции – контроллер – в России не производят, он остается импортным, отмечает Климов.

Проект постановления Минцифры предполагает, что отечественное ПО для субсидируемых быстрых зарядных станций для электромобилей должно поддерживать протокол OCPP версии не ниже 2.01 для взаимодействия электрозарядной станции с сервером управления.

По словам представителя Sitronics Electro, существует три версии OCPP протокола: устаревшая версия 1.5, которая сейчас нигде не используется, версия 1.6, самая распространенная на сегодняшний день, а также стандарты, появившиеся после 2020 г., от 2.0 и выше, которые соответствуют нескольким дополнительным параметрам, касающимся требований по информационной безопасности и проведению транзакций.

Представитель Минэнерго подтвердил, что на текущий момент в России используется OCPP версии 1.6 JSON (стандарт зарядной станции с протоколом интернет-соединения, позволяющий производить мгновенную оплату; работает с 2015 г. – «Ведомости») и 2.01.

Есть еще одно требование к софту участников рынка, которые претендуют на получение госсубсидии: ПО на зарядных станциях должно поддерживать протокол OCPI (Open Charge Point Interface) версии не ниже 2.2.1, отмечает Пожидаев. Протокол OCPI используется операторами зарядок для обеспечения соединения между станциями и сервисом и дает возможность пользователям заряжать автомобили на электрозарядных станциях разных операторов, поясняет Климов. «OCPI 2.2.1. (роуминговый протокол взаимодействия между станциями разных участников рынка) пока используется редко, так как компании только начинают обмениваться информацией друг с другом», – подтвердил представитель Минэнерго.

Сейчас мы видим неготовность поддерживать этот протокол ни на стороне производителей «железа», ни на стороне операторов, отметил представитель АНО по развитию инфраструктуры для электроавтомобилей «Рестарт» Рустем Галимзянов. В России на текущий момент существует несколько десятков приложений для управления зарядками с различными функциями, но операторы ЭЗС в своем приложении поддерживают информацию только о своих станциях, отмечает эксперт. «Получается, владельцу электрокара нужно скачивать разные приложения при использовании ЭЗС разных производителей. Создание площадки для интеграции данных со всех зарядных станций – одна из инициатив, которая рассматривается в правительстве», – добавил Климов.

«С одной стороны было бы удобно иметь единого оператора, однако любая IT-система может быть подвержена взломам и практика это подтверждает, — говорит Галимзянов. Например, такое происходило в Москве в ноябре 2023 года, когда два дня станции столичной сети полностью были отключены, и по всей России в 2021 году со станциями, в которых был установлен украинский контроллер, напоминает он. С другой стороны наличие разных мобильных приложений является плюсом так как, «если взламывается одна система, то другая работает», отмечает Галимзянов.

«В прошлом году с момента начала действия программы субсидирования по установке зарядных станций мы наблюдали зарождение рынка. Сейчас мы уже наблюдаем его рост, и в последующие годы с учетом насыщения электромобилями рынок будет только увеличиваться», – прогнозирует Нечаев.