Продажи новых легковых автомобилей в феврале 2024 года выросли почти вдвое

Распродажи стоков китайских машин совпали с опасениями роста цен на параллельный импорт
Максим Стулов / Ведомости

Отечественный рынок новых легковых машин в феврале 2024 г. достиг отметки в 103 954 проданных автомобиля, следует из данных «Автостата» и системы электронных ПТС. Это на 85% больше, чем в феврале прошлого года, и на 5% – в сравнении с февралем 2022 г. (последним месяцем, когда крупнейшие мировые автоконцерны еще были официально представлены в России).

Лидер российского рынка «АвтоВАЗ» увеличил продажи в феврале на треть в годовом выражении до 28 673 машин, но снизил долю рынка с 38,4% по итогам февраля 2023 г. до 27,6% за минувший месяц.

Самой популярной иномаркой в феврале стала китайская Geely. Ее продажи выросли почти в 4 раза до 12 262 машин. Следом за ней с небольшим отрывом идет Haval, увеличивший продажи в 264 раза до 11 974 автомобилей. На 4-м месте – Chery с 9933 проданными машинами (+45%), на 5-м – Changan, сумевший увеличить продажи почти в 13 раз на сверхнизкой базе прошлого года до 5993 автомобилей.

В февральский топ продаж также попали премиальные бренды китайских внедорожников Lixiang и Tank, цены на которые стартуют от 6–7 млн руб. Они заняли 8-ю и 9-ю строчки рейтинга с результатами 2691 и 2031 автомобиль соответственно. На 10-м месте оказалась японская Toyota, которая официально с 2022 г. в России не представлена. Всего в феврале было продано 1634 машины этой марки (+16%).

В модельном разрезе почти с двукратным отрывом от конкурентов лидирует Lada Granta. В феврале она разошлась тиражом 13 067 экземпляров, что на 14% меньше по сравнению с февралем прошлого года. По данным производителя, в минувшем месяце в России было продано 12 798 Granta. 2-е место – у Lada Vesta, продажи которой выросли почти в 21 раз в годовом выражении до 7163 машин. Это связано с тем, что производство модели после рестайлинга было перезапущено только в марте 2023 г.

На 3-й строчке расположился Haval Jolion (5039 авто, рост в 2,2 раза), а 4-е место занял среднеразмерный кроссовер бизнес-класса Geely Monjaro. Недешевую модель (4,5 млн руб. в официальной рознице) приобрели 4380 клиентов. Впрочем, у так называемых профессиональных продавцов, которые привозят машины по параллельному импорту, ее можно приобрести примерно на 1 млн руб. дешевле. В феврале прошлого года этот автомобиль в России не продавался.

5-ю и 6-ю позиции в топе продаж за февраль заняли Lada Niva Travel и Lada Niva Legend. Их продажи оказались примерно одинаковыми – 4171 (+19%) и 4144 (+75%) соответственно. Популярные у отечественных потребителей китайские кроссоверы Chery Tiggo 7 и Geely Coolray по итогам прошлого месяца оказались в конце списка лидеров продаж.

По итогам января – февраля 2024 г. в России было продано 184 166 новых легковых машин – в 1,8 раза больше, чем за тот же период прошлого года.

Осенью 2023 г. в Россию привезли очень много автомобилей китайских марок, напоминает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Вкупе с высокой кредитной ставкой это привело к некоторому дисбалансу спроса и предложения на рынке, в результате чего дилеры и импортеры брендов из КНР стали распродавать складские запасы, поясняет он.

«Сначала осторожно, но затем все более уверенно они использовали механизмы скидок, увеличения скидки за сдачу старой машины в trade-in и т. д. В итоге те, кто хотел купить новый китайский автомобиль, попали в самую благодатную пору», – резюмировал эксперт.

Он предполагает, что спрос также вырос на опасениях роста цен на автомобили, которые помимо официальных поставок в большом количестве шли через Киргизию – как, например, Geely Monjaro. Правительство приняло решение с 1 апреля 2024 г. в рамках единой системы управления рисками на пространстве Евразийского экономического союза (ЕАЭС; входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) доначислять таможенную пошлину при ввозе машины оттуда в случае ее занижения через утильсбор («Ведомости» писали о доначислении пошлин 8 февраля).

На страны ЕАЭС в 2023 г. приходилась пятая часть всего импорта новых (не старше трех лет) легковых автомобилей в Россию, следует из статистики «Автостата» на основе данных их совместного предприятия с системой электронных ПТС. Из 707 000 ввезенных в РФ в прошлом году легковушек 79% пришлось на Китай, 8% – на Киргизию, в которой в отличие от КНР автозаводов нет.

Автоэксперт Владимир Беспалов считает, что в феврале частично сработал эффект низкой базы прошлого года, но, поскольку рынок постепенно восстанавливается, этот фактор будет терять свое влияние. По некоторым маркам может быть опережающий спрос на ожиданиях ограничений по ввозу техники из ЕАЭС, соглашается он. В ближайшие месяцы рынок ждет замедление темпов роста, но по году продажи все равно увеличатся на 20–25%, полагает Беспалов.

Базовый прогноз «Автостата» на 2024 г. предполагает рост рынка новых легковых машин на 18% до 1,25 млн единиц.