Продажи новых автомобилей растут в преддверии увеличения утильсбора
Это должно поднять итоговый результат в 2025 году выше прогнозного уровня
На неделе с 24 по 30 ноября продажи новых легковых автомобилей в России выросли на 15% по сравнению с предыдущей неделей до 33 625 единиц. Об этом сообщил в своем Telegram-канале гендиректор аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков. Рост по отношению к той же неделе прошлого года составил 17%.
По словам Целикова, последняя неделя ноября – накануне введения новой методики расчета утильсбора – привела к росту продаж всех категорий транспортных средств. Эта тенденция продолжится до конца года, так как ввезенные до 1 декабря машины будут ставить на учет, полагает он. Кроме того, конец года традиционно является высоким сезоном для корпоративных клиентов.
Целиков уточнил, что доля продаж глобальных брендов в последнюю неделю ноября выросла до 13% до 4385 шт. Это почти в 2,5 раза больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Наиболее востребованными мировыми брендами в России стали японская Toyota, немецкие BMW, Volkswagen и Mercedes и японская Mazda, сообщил он.
Выросли за минувшую неделю и продажи легких коммерческих автомобилей – на 32% до 2236 шт., следует из данных Целикова.
Минпромторг 12 сентября сообщил о планах привязать формирование базовой ставки утильсбора на новый автомобиль к типу и объему двигателя, а коэффициент в формуле расчета – к данным о мощности машины. Изначально срок введения новых правил был запланирован на 1 ноября, но позже его перенесли на 1 декабря для поддержки граждан, которые успели заказать и оплатить автомобиль мощностью свыше 160 л. с. Министр промышленности и торговли России Антон Алиханов 1 декабря объяснил, что новая схема расчета утильсбора не коснется почти 80% потребителей, сообщал ТАСС. По его словам, основу парка легковых автомобилей составляют машины до 160 л. с., на которые новые правила не распространяются.
Но после анонса новой формулы на неделе с 22 по 28 сентября продажи новых легковых автомобилей выросли на 21% по сравнению с предыдущей неделей и составили 32 287 шт., а с 29 сентября по 2 октября – еще на 28% до 41 331 шт. Это значение стало рекордным с начала года.
С момента объявления об изменении правил расчета утильсбора отмечается рост продаж именно в сегменте ввозимых по параллельному импорту машин, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. В связи с этим таможенные пункты перешли на усиленный режим работы, чтобы успеть оформить ввоз техники до 1 декабря, продолжает он.
По данным Федеральной таможенной службы, 27 ноября таможни Владивостока и Уссурийска перешли на круглосуточный режим работы для оформления автомобилей физлиц. Ведомство в течение ноября сообщало о кратном росте ввоза машин на Дальнем Востоке. Например, таможни Приморского края с 1 по 28 ноября оформили 58 465 автомобилей для личного пользования, это в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Продажи новых легковых автомобилей в первые три недели ноября были ниже на 10–15% по сравнению с аналогичным периодом октября, говорит директор по маркетингу АГ «Авилон» Андрей Каменский. Это связано с ограниченной доступностью отдельных моделей и популярных модификаций, а также с существенным сокращением программ скидок и субсидирования ставок по кредитам, уточнил он.
По словам Каменского, в декабре возможен еще один всплеск продаж новых автомобилей в связи с индексированием утильсбора в 2026 г. и повышением НДС. В результате за весь 2025 год будет реализовано 1,35 млн новых машин, прогнозирует он.
Автоэксперт Денис Гаврилов добавил, что вслед за ростом продаж машин, ввезенных по параллельному импорту, увеличивается также реализация официально представленных брендов – например, Tenet и Solaris. Он уточнил, что в декабре также можно ожидать роста продаж, этому будет способствовать плановая индексация утильсбора с 1 января и повышение НДС до 22%.
Всего в январе – октябре 2025 г. продажи новых легковых машин в России сократились почти на 20% до 1,061 млн шт. Продажи машин в этом сегменте в октябре 2025 г. составили 165 702 единицы. Это лишь на 3% меньше по сравнению с тем же месяцем прошлого года, следует из данных «Автостата». Складывающаяся на рынке ситуация приведет к тому, что его результат по итогам года будет выше базового прогноза «Автостата» (1,25 млн машин, -20% к уровню 2024 г.) и составит около 1,3 млн автомобилей, полагает Целиков.
