Opel спасти невозможно

Компания не сохранит самостоятельности при любом из вариантов продажи, считает инвестбанк Lazard. Главный недостаток предложения Magna и Сбербанка эксперты видят в том, что спасение Opel полностью зависит от развития автомобильного рынка в России.
М.Стулов

Ни одно из предложений потенциальных покупателей Opel не предполагает никаких перспектив для сохранения компании как самостоятельного автопроизводителя, говорится в отчете американского инвестиционного банка Lazard, который наняли немецкие власти в качестве консультанта по сделке. Лучшее предложение, по мнению экспертов Lazard, сделала китайская автокомпания Beijing Automotive Industry Holding Co. (BAIC): она предлагала за 51% акций Opel наибольшую сумму – 660 млн евро, и при этом просила наименьшую госпомощь со стороны Германии – лишь 3,3 млрд евро, цитирует выводы американских инвестбанкиров Financial Times Deutschland.

Однако в минувший четверг GM исключила BAIC из числа претендентов. Таким образом, потенциальных покупателей остались двое. Консорциум канадской Magna и Сбербанка предлагает купить 55% акций лишь за 100 млн евро и еще 400 млн евро выдать в качестве займа, конвертируемого в акции. При этом консорциум просит наибольший объем госпомощи – 4,5 млрд евро. Его конкурент – бельгийский инвестфонд RHJ предлагает за 50,1% акций 275 млн евро и просит 3,8 млрд евро госпомощи.

Причины исключения BAIC – несогласие по ключевому вопросу использования интеллектуальной собственности Opel, заявил агентству Bloomberg предправления китайской компании Цзю Хеи: "GM была обеспокоена тем, что если они предоставят нам права на интеллектуальную собственность, это повлияет на их позиции в Китае и испортит их отношения с существующими партнерами".

Недостаток предложения Magna и Сбербанка, по мнению экспертов Lazard, в том, что спасение Opel полностью зависит от развития автомобильного рынка в России. Однако его рост в инвестбанке не считают гарантированным. Проблема RHJ в том, что компания до сих пор не смогла найти необходимый для проведения сделки капитал. Lazard проанализировал и политические аргументы каждого из претендентов. С этой точки зрения лидером выглядит Magna, которая является давним партнером Opel. Но проблема в том, что выбор консорциума Magna и Сбербанка наверняка приведет к "распродаже немецких технологий в Россию". Минусы предложения RHJ в том, что бельгийский инвестфонд вряд ли сможет добиться улучшения в находящемся в тяжелом положении Opel, к тому же новому покупателю придется сокращать рабочие места, резюмируют инвестбанкиры.

Между тем Opel Trust, которому в июне GM передала 65% акций Opel и который должен принять решение о выборе покупателя, до сих пор не принял даже предварительного решения о выборе покупателя, говорится в сообщении компании, которое распространил Reuters. Не приняли таких решений ни GM, ни немецкое правительство, чьи представители входят в совет директоров Opel Trust, говорится в сообщении. Хотя ранее канцлер Германии Ангела Меркель говорила о том, что считает предложение Manga и Сбербанка "во всех отношениях наиболее надежным". Немецкие власти не устраивало в том числе и то, что RHJ может через некоторое время продать свой пакет обратно GM. В окончательном варианте предложения бельгийского фонда говорится, что он останется акционером Opel вплоть до выплаты всех госзаймов к 2014 г. Однако в минувшее воскресенье исполнительный директор RHJ Леонард Фишер сказал в интервью немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung, что такой вариант вновь рассматривается: "Давайте будем прагматичными: без General Motors это работать не будет".

Обновленный совет директоров GM, переизбранный на прошлой неделе, на своем первом заседании 3 августа намерен вновь пересмотреть предложения всех претендентов, в том числе решить и вопрос с правами на интеллектуальную собственность Opel, остающийся одним из ключевых, сообщает Bloomberg.