Россия будет строить французские десантные корабли

Договор о покупке французского универсального десантного корабля типа «Мистраль» и лицензии на него может быть заключен до конца года. В России строительством лицензионных «Мистралей» может заняться принадлежащая сенатору Сергею Пугачеву «Северная верфь»

План купить универсальный десантный корабль типа «Мистраль» у Франции официально признан Минобороны. Вчера в Монголии начальник Генштаба Николай Макаров сообщил (цитата по ИТАР-ТАСС): «Мы ведем переговоры, чтобы до конца года выйти на договорные обязательства, которые позволят произвести и закупить корабль типа «Мистраль».

Представитель Минфина оставил без комментариев вопрос о финансировании покупки корабля.

Пока, продолжал Макаров, речь идет об одном корабле, но предполагается наладить и производство, чтобы произвести серию из четырех-пяти. Макаров заверил, что корабли такого класса (сейчас их производят Франция и Нидерланды) положительно зарекомендовали себя во время службы.

Макаров также признал, что Минобороны планирует закупить до восьми комплектов снаряжения «пехотинца будущего» Felin французского производства – для проведения испытаний.

Ожидается, что в ноябре один из французский кораблей типа «Мистраль» прибудет в Санкт-Петербург с визитом, там с ним смогут ознакомиться подробнее специалисты, говорит редактор французского военно-стратегического бюллетеня TTU Арно Калика. Государственная французская верфь DCNS, где строятся эти корабли, готова передать России лицензию на строительство «Мистралей», говорит Калика, но первый корабль будет закуплен во Франции. ВМФ Франции получил два таких корабля, а еще один находится в недостроенном состоянии – его-то и планируется продать России.

По данным Калика, партнером с российской стороны при строительстве «Мистралей» называется петербургская «Северная верфь». Она контролируется Объединенной промышленной корпорацией (ОПК), подконтрольной тувинскому сенатору Сергею Пугачеву.

Представитель ОПК от комментариев воздержался. Однако, по словам источника, близкого к менеджменту ОПК, такие планы у корпорации действительно есть, сейчас их обсуждение находится на предварительной стадии. Знает про такие планы ОПК и источник в Минобороны.

Проект корабля может потребовать переделки, считает Калика: он спроектирован без учета необходимости адаптации к холодным водам, где базируется основная часть российского флота, у Франции нет опыта проектирования таких кораблей.

«Мистраль» водоизмещением свыше 20 000 т обладает большой автономностью, на нем может базироваться 450 морских пехотинцев. На его вооружении находится до 16 десантных вертолетов, десантные катера, корабль может использоваться как штабной и имеет госпиталь.

Цена «Мистраля» для французского флота – свыше 300 млн евро, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

Но, продолжает Макиенко, стоимость такого корабля при постройке в России скорее всего возрастет – потребуются инвестиции в освоение производства нового и не имевшего аналогов в советском и российском флоте проекта. Таким образом, постройка четырех кораблей в России в дополнение к одному закупаемому во Франции может составить до 1,5 млрд евро.

Эта сумма, по всей видимости, в несколько раз превышает годовые расходы по гособоронзаказу на строительство и поддержание готовности действительно нужных надводных кораблей для ВМФ России (они не раскрываются в бюджете). Выделение такой огромной суммы скорее всего самым пагубным образом скажется на их постройке, констатирует Макиенко. С покупкой такого огромного и дорогого корабля, как «Мистраль», ценность которого неочевидна, военно-техническая политика России приобретает черты политики Индии и ряда других стран – импортеров оружия, где многие сделки мотивируются крупными комиссионными, предполагает эксперт.

Покупка «Мистраля» выглядит сомнительной не только потому, что лишит российский флот средств на куда более нужные проекты, но и потому, что для него у российского флота нет задач, говорит военно-морской эксперт Михаил Барабанов. В западных флотах задача таких кораблей – заморские экспедиционные операции, в которых Россия не нуждается, а для демонстрации флага ей достаточно и имеющихся надводных кораблей. Наверняка флот не справится и с эксплуатацией такого крупного корабля, которая будет весьма недешевой, предупреждает Барабанов: ВМФ не может толком отремонтировать самый большой российский корабль – авианосец «Адмирал Кузнецов». Если же есть необходимость по политическим причинам купить какие-то вооружения во Франции, то Россия могла бы приобрести там на такие огромные деньги гораздо больше нужных ей систем и технологий, в первую очередь для ВВС и сухопутных войск, считает эксперт. В конце концов, даже в своем классе «Мистраль» не лучший образец: у него проблемы с мореходностью, корабль проиграл тендер ВМС Австралии своему голландско-испанскому конкуренту, заключает Барабанов.