Росавиации не нравится Ту-204

У Росавиации претензии к Ту-204 и его производителю – Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). Если технику не исправят, самолет могут не пустить в небо

У Ту-204/214 «серьезные проблемы», написал 11 сентября президенту государственной ОАК Алексею Федорову руководитель Росавиации Геннадий Курзенков (копия письма есть у «Ведомостей»). В 2008 г. было 25 инцидентов на этих самолетах из-за «отказов авиационной техники», больше 80% выявленных неисправностей приходятся на комплектующие и двигатель ПС-90А, указал Курзенков. На «низком уровне» и послепродажное обслуживание самолетов. Это «дискредитирует российскую авиационную промышленность» и «вынуждает рассмотреть вопрос» о приостановке полетов Ту-204/214 до устранения недостатков, резюмирует чиновник.

«Мы сами крайне недовольны тем, что у нас происходит с Ту-204», – признал Федоров, добавив, что у ОАК такая же статистика по неисправностям, это есть в ответе Курзенкову. И корпорация «давно работает с поставщиками» над решением проблем.

Когда все претензии будут сняты, Федоров не сказал. Но Курзенков уверяет: жестких сроков Росавиация не ставит. Цель письма – обратить внимание ОАК на качество ее продукции, заявил он «Ведомостям».

До создания ОАК в России выпускалось максимум 10 гражданских самолетов в год, авиадвигатели были штучным товаром; потом пошел резкий рост заказов и качество сборки моторов упало, констатирует эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко.

В России летают около двух десятков Ту-204/214. В реестре Росавиации шесть перевозчиков, в парке которых они есть, но число бортов не указано: ГТК «Россия», «Кавминводыавиа», «Авиастар-ТУ», «Трансаэро» (по данным компании, у нее два таких лайнера), «Владивосток авиа» (шесть) и Red Wings (восемь).

Как раз проблемы Red Wings заставили Росавиацию предупредить ОАК, указывает Курзенков: компания часто задерживает рейсы по техническим причинам. За полгода ее самолеты трижды совершали вынужденные посадки, не долетев до места назначения (все – чартеры в Турцию и Египет; никто не пострадал).

Red Wings грозила производителю двигателей судом. Иск пока не подан, говорит гендиректор компании Константин Тетерин, перевозчик хочет договориться во внесудебном порядке, сумма претензий – 270 млн руб.

Производитель ПС-90А (в мире эксплуатируется около 150 этих двигателей) – Пермский моторный завод (ПМЗ), входящий в другую госкомпанию – «Оборонпром». Среди основных проблем двигателя перевозчики называют разрушение подшипников и обрыв лопаток, отмечает источник в Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК, «дочка» «Оборонпрома»); причины могут быть разные – от ошибок конструкторов до несоблюдения условий эксплуатации.

Представитель ОДК говорит, что ПМЗ проводил дополнительные испытания ПС-90А в Центральном институте авиационного моторостроения, глобальных дефектов не выявлено, проблемы с лопаткой решаются. С 2008 г. идет модернизация завода, реализуется программа качества.

Конкретно Red Wings, по словам сотрудника ОДК, жалуется на проблемы с топливоподачей: перевозчик считает, что проблема в некачественном насосе, а производители двигателя указывают на некачественное топливо и ненадлежащее техобслуживание. Качество топлива проверяла Росавиация, обслуживания – Ространснадзор и претензий не было, говорит на это Тетерин. Представитель Росавиации это подтверждает (керосин проверял после инцидентов ГосНИИ ГА), получить комментарии второго ведомства в выходные не удалось.

А ОАК теперь хочет новых гарантий от поставщиков. Корпорация ведет с ними переговоры о перезаключении контрактов, где была бы «прописана большая ответственность» по комплектующим, заявил Федоров. Представитель ОДК комментировать это не стал, предложив дождаться новых документов. Но у производителей двигателей встречное пожелание, добавляет он: более детально прописать ответственность эксплуатанта за некачественное обслуживание.