Белорусский «Луч» может стать швейцарским


Швейцарский часовой дом Group Franck Muller Watchland (GFM) может стать совладельцем белорусского завода «Луч», сообщила пресс-служба президента страны Александра Лукашенко. «Мы не можем потерять эту марку, это предприятие, потому что оно знаковое для страны», – сказал Лукашенко, обращаясь к гендиректору GFM Вартану Сирмакесу. «Для меня важно носить белорусское. Я готов носить «Луч», а не какой-нибудь Patek Philippe или что-то другое», – добавил он. «Мы серьезно хотим реорганизовать предприятие, создать имидж и продвигать марку «Луч» на мировой арене, – цитирует пресс-служба GFM Сирмакеса. – Думаю, вы будете гордиться продукцией «Луча». Швейцарский инвестор намерен поставить в Белоруссию современное оборудование стоимостью $10 млн и обеспечить работой 800 человек, пишет пресс-служба. По информации Reuters, после заключения сделки GFM станет собственником 52% «Луча», а оставшиеся 48% получит в доверительное управление. Так же у нее будет опцион на выкуп в собственность до 80% завода. Переговоры с GFM белорусский завод ведет уже два года, рассказал «Ведомостям» Леонид Шевченко, замгендиректора по коммерческим вопросам и финансам ОАО «Минский часовой завод» (владелец марки «Луч»), это единственный потенциальный партнер завода.

По его словам, для восстановления производства «Лучу» требуются «сотни миллионов долларов» инвестиций.

«Ведомостям» не удалось получить комментарии у GFM.

Предприятие «Луч» снабжало советскую часовую промышленность кварцевыми механизмами, завод был акционирован в 1996 г., в 2006 г. объявлен банкротом, а в начале этого года национализирован. Государству принадлежит 99,9% акций Минского часового завода. В 2006 г. завод нес убытки, его долг только перед бюджетом составлял $12,7 млн, но в прошлом году, говорит Шевченко, предприятие стало прибыльным. В 2008 г., по данным пресс-службы президента, «Луч» произвел 328 000 часов, хотя в советское время производил до 6 млн часов. По словам Шевченко, сегодня под маркой «Луч» производится 1600 наименований продукции, которые продаются не только в странах СНГ, но и во Франции, Германии, США и даже в Китае. В этом году после октябрьского часового салона в Москве подписаны первые контракты с российскими дистрибуторами – ранее, по его словам, торговля с Россией была осложнена.

О возможности привлечения иностранного инвестора для восстановления завода власти Белоруссии заговорили в прошлом году. К «Лучу» приценивались ряд китайских часовых компаний и швейцарская Swatch Group, которая даже объявляла о намерении создать СП.

«Не понимаю, чем может быть интересен швейцарцам «Луч», лично я с 2000 г. слышал о заводе лишь дважды: что «Луч» презентовал латунные часы с неопрятной позолотой под названием «Директорские» и что «Луч» открыл салон на ярмарке в Лужниках», – говорит главный редактор журнала «Мои часы» Тимур Бараев. Вероятно, сделка рассматривается GFM как вложение в недвижимость, считает он.

Завод располагается в центре Минска. По данным белорусского интернет-портала Tut.by, общая площадь «Луча» составляет 52 000 кв. м, большая часть территории (32 000 кв. м) была сдана под офисы. В 2006 г. эта недвижимость могла стоить $60 млн, пишет портал. Опрошенные «Ведомостями» эксперты не смогли даже приблизительно оценить стоимость этой площади, сославшись на то, что открытого рынка недвижимости в Белоруссии не существует. С прошлого года, пишут белорусские СМИ, власти стали возвращать часть отданной под офисы территории заводу. Но Шевченко это отрицает.

Швейцарская часовая индустрия переживает нелегкие времена. «Продажи часов haute de gamme (от 10 000 до 100 000 франков) пострадали больше всех, продажи упали более чем на 95%», – напоминает Бараев. Едва не закрылись de Grisogono и Romain Jerome, обанкротилась Wyler.

У самой Franck Muller дела не лучше. В июне этого года из-за сокращения спроса на часы класса люкс группа уволила 200 из 428 сотрудников. Месяц спустя швейцарский журнал Tribune De Geneve сообщил, что GFM «перестанет поддерживать молодые бренды». От кризиса могут пострадать такие бренды, как ECW, Rodolphe, Barthelay и Pierre Kunz. А на прошлой неделе группу покинул основатель одной из ее компаний – Rodolphe Montres & Bijoux, известный дизайнер часов Родольф Каттэн. Свой уход Каттэн, основавший часовую компанию 19 лет назад, объяснил конфликтом с менеджментом GFM. В частности, он заявил, что становится все более очевидно, что совладелец группы Сирмакес, вместо того чтобы развивать бренды компании, использует свою энергию на другие цели.

Часовая компания GFM основана в 1992 г. часовым мастером Франком Мюллером. Ее финансовые показатели не раскрываются, по данным пресс-службы белорусского президента, в 2007 г. выручка GFM составляла около 250 млн евро, годовой объем выпуска часов – 50 000 экземпляров.