«Оренбургские авиалинии» увеличили пассажиропоток в полтора раза

«Оренбургские авиалинии» перевезли за девять месяцев почти в полтора раза больше пассажиров, чем год назад. Россияне не отказались от отдыха в Турции и Египте, а это традиционные маршруты «Оренавиа»

Аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго не уверен, что пассажиропоток у «Оренавиа» будет расти и дальше. По его мнению, авиакомпании на руку оказался кризис: трафик туристов в Египет и Турцию, куда летает «Оренавиа», увеличился, а в Европу – снизился. Египет и Турция не потеряли отдыхающих, подтверждает Подгорнова. А падение спроса на турпоездки в другие страны достигает 20%, говорит директор самарского турагентства «Элит-туристик» Галина Зверева. Ведущий аналитик УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов прогнозирует «Оренавиа» рост пассажиропотока в 2010 г. не менее чем на 2–4% за счет международных чартеров.

ФГУП «Оренбургские авиалинии»

Акционеры: Министерство транспорта РФ (100%). финансовые показатели (РСБУ, 2008 г.): выручка – 5,769 млрд руб., чистая прибыль – 4,865 млн руб.

В январе – сентябре «Оренавиа» перевезла 1,238 млн человек – на 46,2% больше, чем за аналогичный период 2008 г., сообщила пресс-служба авиакомпании. В этом году за счет новых самолетов компания увеличила количество чартерных рейсов, объяснила директор по производству и коммерции «Оренавиа» Татьяна Конина. В первом полугодии парк из 10 Boeing пополнился двумя взятыми в лизинг Boeing 737-800, говорится на сайте компании. Еще два Boeing 737-800, по словам Кониной, планируется получить в марте – апреле 2010 г.

Чартеры «Оренавиа» организует совместно с «Пегас-туристик» – в Египет, Турцию, Тунис, Бангкок, Гоа и др., рассказала Конина. На долю «Оренавиа» приходится до 35% перевозок клиентов туроператора, говорит генеральный директор «Пегас-туристик» Анна Подгорнова. До кризиса ежегодный прирост клиентов туристической компании составлял 35–40%, в этом году – 20%, если бы у «Оренавиа» не появились новые самолеты, пришлось бы обращаться к другим авиакомпаниям, добавляет она.

По данным Транспортной клиринговой палаты, по итогам января – августа «Оренавиа» среди 30 российских авиакомпаний занимала 3-е место по количеству пассажиров на международных рейсах (886 863 человека, 84,7% от всего количества пассажиров), а на внутренних маршрутах лишь 20-е (159 856 человек, 15,3%).

Из десятки лидеров (см. таблицу) кроме «Оренавиа» итоги за девять месяцев подвели лишь три авиакомпании, но все они по количеству перевезенных пассажиров ушли в минус. «Ютэйр» перевезла 2,555 млн пассажиров (-2,5% к январю – сентябрю 2008 г.), «Трансаэро» – 3,817 млн (-1,9%), а «Вим-авиа» – 1,006 млн (-24,8%).

«Трансаэро» сейчас развивает перевозки внутри России, прежде всего на Дальнем Востоке, говорит ее пресс-секретарь Сергей Быхал. По его словам, пассажиропоток на внутренних линиях за девять месяцев вырос на 74% по сравнению с показателями годичной давности. Общее падение пассажиропотока незначительное, отмечает Быхал. А генеральный директор «Ютэйр» Андрей Мартиросов подсчитал, что за 18 дней октября пассажиров стало на 28% больше, чем за те же 18 дней в октябре год назад.

Экономическая ситуация стабилизируется и сейчас все отечественные авиакомпании восстанавливают пассажиропоток, говорит Шаго. По его словам, в среднем падение пассажирского трафика составляет 10–15% относительно прошлогоднего уровня, а в начале года прогнозировалось 25%. В конце года компании могут выйти на уровень 2008 г., считает эксперт. А вот Мартиросов уверен, что рост пассажиропотока связан прежде всего с демпинговой ценовой политикой. Авиакомпании опустили цену в среднем на 30%, в конце года это приведет к «красивым цифрам пассажиропотока и плохим финансовым показателям», предупреждает он. А учитывая поступление техники, которую авиакомпании заказали в период авиабума 2006–2008 гг. и которую сейчас надо оплачивать, он не исключает этой зимой банкротства некоторых компаний по сценарию «КД авиа».