Нижегородская розница должна продавать нижегородское

Продажи нижегородских продуктов растут и к 2012 г. их доля в магазинах дойдет до 80%, обещают областные власти. Производители, продавцы и эксперты в это не верят
А.Белоусов

За девять месяцев доля нижегородских продовольственных товаров в магазинах области выросла на 4% до 44%, сообщил вчера на заседании областного правительства замминистра поддержки и развития предпринимательства Владимир Селезнев. А хлеба и молока местного производства, по его данным, уже 80–100%.

Целевую программу «Покупайте нижегородское» область приняла в 2008 г.

В январе – сентябре оборот розничной торговли в Нижегородской области составил 225,81 млрд руб. – на 11,3% меньше, чем год назад, сообщил Нижегородстат. Но продажи местного продовольствия за это время выросли на 4,6%, сообщил Селезнев, не называя цифр.

Ни ритейлеры, ни производители это не подтверждают. Доля местных продуктов приближается к 40%, данных о росте их продаж нет, говорит владелец сети «Калинка» (20 магазинов) Александр Степанов. В целом, по его данным, оборот сети с апреля не менялся, а осенью было обычное для этой сети снижение в пределах 15% из-за конца дачного сезона: «Калинки» расположены на выездах из города. В сети «Медведь» нижегородских товаров до 60%, рассказывает генеральный директор сети Андрей Горбатов. Динамику продаж он не комментирует.

Продажи продукции агрофирмы «Птицефабрика «Сеймовская» (четыре птицефабрики на 310 млн шт. яиц в год и 16 молочных ферм) остались на прошлогоднем уровне, говорит ее генеральный директор Артур Холдоенко.

Инфляция в Нижегородской области в два последних месяца отстала даже от нулевой российской, гордится губернатор Валерий Шанцев. (В 2007–2008 гг. областная инфляция обгоняла российскую.) С начала года продовольственные товары в области подорожали на 4,1%, а за девять месяцев прошлого года – на 12,3%, сообщил он вчера журналистам.

Сдерживать инфляцию на потребительском рынке – цель программы «Покупайте нижегородское» наряду с продвижением продукции местных производителей.

К 1 сентября уровень цен на социально значимые продукты питания относительно других регионов ПФО снизился по 20 позициям из 30, а по восьми остался неизменным, говорится во вчерашнем пресс-релизе областного правительства. «Цены на продукцию устанавливают не сети и не правительство, мы определяем их сами», – сказал генеральный директор дзержинского мясокомбината «Дэмка» Алексей Костюнин. Но когда покупательная способность населения упала, «повышать цены – безумие», добавляет он.

«Не вижу в дефляции заслуг программы «Покупай нижегородское», – считает консультант по потребительскому рынку Вадим Носов. По его мнению, торговые сети «сами вплотную занялись ценами и ассортиментом», чтобы остановить снижение продаж.

Планируется, что в рамках программы «Покупайте нижегородское» к 2012 г. нижегородские продовольственные товары составят 80% по всему ассортименту, сообщает областное правительство.

«Это было бы реально в Гималаях, куда трудно довезти продукты извне, но не в центре России», – категоричен Носов. Средний нижегородский гипермаркет, по его данным, предлагает до 25 000 наименований продуктов, тогда как в области производится не более 5000. Нельзя до такой степени заменить местными товарами федеральные бренды или импортный кофе, но вполне достижимы 80% по молоку, хлебу или колбасе – главное, чтобы ритейл захотел такого соотношения, добавляет Костюнин.

Если нижегородское будет качественным, недорогим, хорошо упакованным, то протекция властей не понадобится, спрос обеспечен, уверен Степанов. Но пока, по его мнению, многим местным производителям до этого далеко.

Ритейл проводит еженедельные тендеры на право присутствия – в некоторых сетях продукция «Сеймовской» неделю есть, неделю нет, дойти до 80% при такой нестабильности невозможно, сетует Холдоенко. В иных торговых сетях, работающих в Нижнем, несмотря на лозунги властей, вообще нет колбасы от «Дэмки» или майонеза Нижегородского масложирового комбината – стороны не договорились по условиям присутствия, говорит топ-менеджер одного из местных предприятий пищепрома.