Статья опубликована в № 2471 от 23.10.2009 под заголовком: Нужно сливаться

РЖД предлагает частным перевозчикам слияние

РЖД предлагает частным перевозчикам либо слиться в самостоятельную компанию, либо войти в состав создаваемой ею Второй грузовой компании
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Вчера компания McKinsey представила целевую модель развития рынка грузовых железнодорожных перевозок до 2015 г., разработанную по заказу РЖД. Полностью документ должен быть готов к середине 2010 г., отметил менеджер проекта McKinsey Дмитрий Колобов. Но представленный вчера вариант уже передан в профильные министерства, рассказал представитель РЖД.

Одно из положений модели – вывод из владения РЖД всех грузовых вагонов и передача большей их части в создаваемую Вторую грузовую компанию (ВГК, 217 000 вагонов) и Первую грузовую компанию (ПГК, 60 000 вагонов). Это не вызвало возражений чиновников и железнодорожных операторов. «Мы за ВГК», – заявил гендиректор «Трансойла» Андрей Гомон.

Но McKinsey и РЖД полагают, что и частным операторам также надо слиться с ВГК или между собой. По данным РЖД, сегодня в России насчитывается более 2000 операторов, при этом 1730 из них владеют менее 100 вагонов. Крупных компаний, парк которых превышает 5000 вагонов, лишь 12. «Эта ситуация недопустима», – заявил президент РЖД Владимир Якунин. Колобов объяснил почему: крупные операторы могут более эффективно управлять своим парком, у них меньше коэффициент порожнего пробега и ниже издержки. «В США и Европе в течение десятилетий рынки пришли к тому, что существует 2–3 «системных интегратора», которые вместе контролируют 85–90% рынка», – отметил управляющий партнер McKinsey Емельян Солженицын. К тому же только крупные операторы могут применять технологию маршрутных поездов, когда оператор на одной станции формирует состав, который целиком следует до станции отправления. А себестоимость маршрутных перевозок примерно вдвое ниже, чем повагонных, поэтому в целевой модели предполагается сделать дифференциацию грузовых тарифов (сейчас разница между тарифами на повагонную и маршрутную перевозку составляет не более 15%), резюмировал Колобов.

Частным перевозчикам все это не нравится. Не известно, как будут защищены права миноритариев в ВГК, которая будет занимать 27–30% рынка, опасается Гомон. Частные операторы перекредитованы, их «балансы не выдержат» слияния с ВГК и акционерам этих операторов достанется слишком маленькая доля, прогнозирует гендиректор «Евросиба» Дмитрий Никитин. А предложение самим частным операторам сливаться – это отказ от принципа создания конкурентной среды в железнодорожных перевозках, недоволен гендиректор Независимой транспортной компании Александр Сапронов. Крупному оператору тяжелее качественно обслуживать клиентов – не до всех можно дотянуться, отмечает он.

Кроме вагонов РЖД не намерена избавляться больше ни от чего: локомотивы компания оставит себе, доложил Колобов. В России они работают на сравнительно небольшом расстоянии, т. е. также возникает риск роста порожнего пробега, отмечает он. Частные локомотивы в России имеются (например, «Балттранссервис» экспортирует собственными поездами нефтепродукты из России в Прибалтику). Эти перевозчики не занимаются перевозкой низкодоходных грузов и за счет них РЖД ежегодно теряет около 4 млрд руб., которые должны были бы инвестироваться в инфраструктуру, используемую этими перевозчиками, жалуется вице-президент РЖД Владимир Решетников.

Зато целевая модель предлагает создание частных железнодорожных микромонополий: некоторые тупиковые и малозагруженные направления предполагается сдавать в эксплуатацию частным инвесторам, где те могут исполнять функции перевозчиков. Им придется получить статус публичного оператора, говорит Колобов, а значит, работать по регулируемым тарифам, не имея права отказать в перевозках. Инвесторы, готовые работать на таких условиях, вряд ли найдутся, считает председатель совета директоров Globaltrans Александр Елисеев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more