"Газпром нефть" углубляется в Иран

«Газпром нефть» может получить в разработку два месторождения в Иране. Соглашение об этом она подписала с Национальной иранской нефтяной компанией (NIOC)

О желании работать в Иране «Газпром нефть» впервые заявила в середине прошлого года. После этого она вела переговоры по целому ряду месторождений, в том числе по одному из крупнейших в стране – Северному Азадегану. Но результат появился только сейчас. Вчера «Газпром нефть» сообщила о подписании с NIOC меморандума о взаимопонимании в области разработки нефтяных месторождений Азар и Шангуле в Иране. После подготовки «Газпром нефтью» технико-экономической оценки проекта стороны приступят к переговорам по подписанию контракта на разработку участков, сообщила компания. Предполагается, что это будет сервисный контракт, уточнила «Ведомостям» представитель «Газпром нефти». По ее словам, запасы месторождений, согласно иранским данным (собственных у компании еще нет), составляют 5–6 млрд барр. нефти (682–818 млн т).

Месторождения, на которые нацелилась российская госкомпания, входят в блок Анаран. Права на его геологоразведку изначально принадлежали норвежской Norsk Hydro, которая в 2003 г. уступила 25%-ную долю «Лукойлу». Затраты на геологоразведку тогда оценивались в $137,3 млн, а потенциальные запасы всего блока, куда кроме двух названных месторождений входит Мусиан, – в 350 млн т. В 2005 г. партнеры обнаружили нефтяные запасы на структуре Азар, а через год NIOC признала их коммерческими (сейчас эти запасы оцениваются в 2,2 млрд барр., или 300 млн т нефти, сообщила Platts News со ссылкой на иранское государственное информагентство Shana). После этого консорциум и иранская компания начали переговоры о заключении сервисного контракта на разработку Азара. В дальнейшем об этом проекте никто не сообщал. И сейчас официальные представители «Лукойл оверсиз» и Statoil (она поглотила Norsk Hydro) о судьбе своего проекта в Иране говорить не хотят.

Не стоит переоценивать значение этого контракта для «Газпром нефти», говорит аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров, ведь компания не сможет поставить на свой баланс ни запасы, ни добычу на этих месторождениях. Она будет довольствоваться компенсацией своих затрат плюс оговоренной прибылью в денежной или натуральной форме, отмечает эксперт. По его словам, не зная срока и условий контракта, невозможно оценить выгоды, которые «Газпром нефть» получит в Иране.