Как государство будет помогать производителям грузовиков, автобусов и микроавтобусов

Эти предприятия через десять лет должны превратиться в крупных экспортеров.
С.Николаев

Программа развития российского автопрома до 2020 г., которую в настоящее время готовит экспертная группа под руководством Минпромторга и Минэкономразвития, предусматривает восстановление не только производства легковых автомобилей, но также и коммерческого транспорта (легких грузовиков и микроавтобусов, LCV), тяжелых грузовиков и автобусов.

Причем если производители коммерческих автомобилей к 2020 г. будут развиваться по сценарию "партнерство с западными компаниями", то производители грузовиков и автобусов через десять лет должны превратиться в крупных экспортеров - такой сценарий развития в программе развития автопрома для этих сегментов определен как базовый.

Согласно обоим сценариям, изложенным в программе (в распоряжении "Ведомостей" имеется копия от 9 ноября 2009 г.), в 2020 г. в России будет продаваться 350 000 LCV в год, из которых около 20% будет импортироваться. Сценарий "партнерство" предполагает производство 330 000 коммерческих автомобилей, из которых около 50 000 будут поставляться на экспорт, а в случае реализации сценария "крупный экспортер" в России будет выпускаться уже 430 000 LCV, а на экспорт будут продаваться 150 000 автомобилей.

Для реализации первого сценария необходимо будет инвестировать 2,4 млрд евро, а суммарная выручка российских производителей коммерческого транспорта к 2020 г. составит 6,6 млрд евро в год, во втором случае объем инвестиций должен составит 5 млрд евро, а производители через десять лет будут зарабатывать 8,6 млрд евро в год.

Объем российского рынка грузовиков в 2020 г. составит 190 000 машин, прогнозируют авторы документа. В случае реализации сценария "партнерство" будет импортироваться 40 000 грузовиков, а в России будет производиться 210 000 машин. Предполагается, что 60 000 машин будет поставляться на экспорт, а 50 000 грузовиков будут выпускаться российскими компаниями на собственных предприятиях за рубежом. Реализация этого сценария потребует 6,5 млрд евро инвестиций, выручка производителей грузовиков в 2020 г. составит 24 млрд евро.

Сценарий "крупный экспортер" предполагает, что в России будет выпускаться 280 000 грузовиков в год, при этом импорт будет отсутствовать. На экспорт будет поставляться 90 000 машин, а еще 100 000 будет производиться на принадлежащих российским компаниям зарубежных заводах. В этом случае в развитие придется инвестировать 8,4 млрд евро, а совокупный доход выпускающих грузовики автозаводов составит 32 млрд евро.

Наконец, автобусов в 2020 г. будет продаваться 27 000 штук в год, говорится в документе. При этом в случае сценария "партнерство" в России будет выпускаться 28 000 автобусов, из которых на экспорт будут поставляться только 2000, а 1000 автобусов будут импортироваться. Сценарий "крупный экспортер" предлагает полное отсутствие импорта и производство 35 000 автобусов в год, из которых на экспорт пойдет 8000 машин. Оба сценария предусматривают 1,2 млрд евро инвестиций в развитие, при этом в первом случае выручка производителей автобусов к 2020 г. достигнет 1,5 млрд евро, а во втором - 1,9 млрд евро.

Оба сценария предполагают активное государственное вмешательство в работу автопрома. Так, сценарий "партнерство" предлагает повысить пошлины на иномарки с нынешних 30% до 40%, а "крупный экспортер" — до 80% с последующим снижением до 30% к 2020 г. Кроме того, согласно первому сценарию, государство должно ограничить доли иностранных компаний в предприятиях автопрома 50%, субсидировать кредитные ставки для автопрома и финансировать 50% инвестиций на НИОКР, а также обязывать производителей локализовать производство ключевых компонентов. В сценарии "крупный экспортер" государство должно субсидировать модернизацию российских автозаводов, поддерживать экспорт, активнее закупать автотехнику и повысить с 30% до 40% пошлины на импортные компоненты.

Подготовленный экспертной группой документ был представлен на правительственной комиссии под руководством первого вице-премьера Игоря Шувалова 10 ноября. По итогам заседания комиссии Шувалов заявил, что государство не намерено далее повышать пошлины. Рассмотрение уточненного варианта развития программы пройдет 24 ноября, а полностью готовый документ предполагается представить публике в середине декабря, рассказывал директор департамента Минпромторга Алексей Рахманов.