Сбербанк может получить автодилера "Блок" за долги

Сбербанку может достаться контрольный пакет акций одной из крупнейших дилерских групп в России – «Блока»

Представители Сбербанка предлагают крупным дилерам рассмотреть возможность передачи в управление московской дилерской группы «Блок», которая переходит ему за долги, рассказал «Ведомостям» владелец другой крупной дилерской компании. «Мы ведем переговоры со Сбербанком, – сообщил через пресс-службу коммерческий директор группы компаний «Блок» Павел Громов в ответ на просьбу прокомментировать эту информацию. – Но в связи с тем, что действует соглашение о конфиденциальности, мы не можем раскрыть подробности сделки».

Группа «Блок» является дилером марок Mitsubishi, Hyundai, Mazda, GM, Fiat, SsangYong, Ford и Nissan. По оценке издания «Авто бизнес ревю», по итогам 2008 г. она реализовала 16 000 автомобилей на $544 млн и заняла по этим показателям 16-е место среди российских дилеров. Бенефициарами группы, согласно ЕГРЮЛ, являются Михаил Зесенков (90%) и Артем Качалин (10%).

Сотрудник одного из отделений Сбербанка, кредитовавшего «Блок», сообщил, что «сделка готовится». По его словам, речь идет о передаче «Сбербанк капиталу» контрольной доли в дилерской группе. Задолженность «Блока» перед банком сравнительно невелика – в пределах $10 млн, говорит он. Но дилер заинтересован в партнерстве с банком в расчете на дальнейшую финансовую поддержку.

В компании «Сбербанк капитал», управляющей непрофильными активами госбанка, получить комментарии не удалось.

У «Блока» возникли проблемы с обслуживанием долгов вскоре после начала кризиса. С начала 2009 г. в московский арбитраж подали иски о банкротстве 11 «дочек» группы – как дилерских, так и поставщиков запчастей. Этот шаг представитель группы объяснял реорганизацией бизнеса. При этом дилерские контракты «Блока» были переданы новым структурам группы. Например, контракты «Блок моторс», бывшей дилером Hyundai и Mitsubishi, летом перешли соответственно ООО «Блок-центр» и ООО «Блок-юнион», также входящим в группу «Блок».

Алексей Прудников, президент управляющей компании «Финематика», специализирующейся на проектах по реструктуризации задолженности, считает, что «Сбербанк капитал» выступает как стратегический инвестор. Видимо, в его планах – консолидация активов для создания «некоего большого дилера», допускает Прудников.

По оценке Прудникова, сейчас около 50% российских дилерских компаний находятся в фактическом дефолте – их подкосили падение продаж (они по сравнению с прошлым годом упали на 50% в Москве и на 70% в регионах) и увлечение кредитами. Но при этом банки забрали себе активы не более чем 15–20% дилерских компаний, говорит Прудников. С первыми сделками банки питали иллюзию, что их будет просто продать, но оказалось, что это не так, объясняет он. Стоимость дилерских центров, например, сейчас в 1,5–2 раза меньше, чем размер кредитов, выданных на их строительство. А управлять дилерским бизнесом самостоятельно людям, которые раньше этим не занимались, сейчас не стоит и пытаться, резюмирует Прудников.