Российский авторынок откатился на три года назад


Производители надеются на декабрь – традиционно успешный для продаж месяц. «Мы надеемся, что под конец года продажи вырастут, как это обычно бывает в декабре», – говорит Мартин Ян, заместитель гендиректора «Фольксваген груп рус» и вице-председатель комитета автопроизводителей АЕБ. Но уровень спроса в декабре «остается низким», констатирует Дэвид Томас, президент «Вольво кар Россия» и председатель комитета.

Ноябрь стал для российского авторынка худшим месяцем с начала 2006 г.: продано 105 302 новых автомобиля. Это на 11 398 машин меньше, чем в октябре, и на 46% меньше, чем в ноябре прошлого года, говорится в отчете комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). Меньше машин, чем в нынешнем ноябре, россияне купили лишь в январе 2006 г. (94 651 шт.) (см. график ).

«Рынок в ноябре просел по нескольким причинам, в том числе из-за высокого уровня безработицы и низкой покупательной способности россиян», – сообщил президент и управляющий директор Ford Motors Russia Найджел Брэкенбери, слова которого цитирует «Интерфакс». Кроме того, в начале и середине года автодилеры продали дешевые машины производства 2008 г. и теперь вынуждены продавать более дорогие модели, выпущенные в 2009 г., продолжает он.

Из 20 самых продаваемых в России автомобильных брендов в ноябре плюс показали лишь Kia (7218 автомобилей, +37% к ноябрю-2008) и Suzuki (3089, +38% к ноябрю-2008). Самая продаваемая в России марка Lada продолжает терять позиции: в ноябре 2009 г. продано на 53% машин меньше, чем годом ранее (23 952 шт.).

Финансовый директор группы «Автоспеццентр» Олег Мосеев не считает продажи ноября провальными: «В течение года падение достигало 60%, и с этой позиции минус 46% не выглядят пугающими. Есть ощущение, что мы нащупали дно, о котором мечтали».

«Рассчитывать, что декабрь вытянет весь год, нельзя. Я предполагаю, что падение декабря к декабрю 2008 г. составит порядка 46%. Скорее потребитель затаится до первых месяцев 2010 г. в надежде на выгодные распродажи», – рассуждает Мосеев.

Суммарные продажи в этом году могут составить 1,5 млн [за 11 месяцев продано 1,34 млн автомобилей, по данным АЕБ], считает Брэкенбери (передает Reuters), той же цифры он ждет и в следующем году. Президент Renault и Nissan Карлос Гон в следующем году ожидает «очень слабого» увеличения мирового спроса на автомобили – за счет «слабого увеличения» спроса в США и России, сообщает Bloomberg.