Бизнес
Бесплатный
Елена Мазнева|Александр Тутушкин

"Транснефть" будет качать нефть на восток себе в убыток

За транспорт каждой тонны нефти по ВСТО нефтяники будут платить около 1600 руб. А «Транснефти» и РЖД еще предстоит договориться, как делить эти деньги. Ведь это почти в 1,5 раза ниже нынешних ставок железнодорожников
Д.Гришкин

Прогноз по тарифу для ВСТО был опубликован вчера на сайте Федеральной службы по тарифам (ФСТ): общая ставка по перевозке нефти от Тайшета до Находки с перевалкой на всех терминалах, включая порт Козьмино, должна составить 1600 руб. за 1 т без НДС. Это проект приказа, цифра может скорректироваться по результатам заседания правления ФСТ, отмечает ведомство. Правление соберется после 18 декабря, добавляет представитель ФСТ. Но вряд ли корректировка будет серьезной, добавляет другой чиновник службы. Главные поставщики нефти по ВСТО – «Роснефть» и ТНК-BP – комментировать будущий тариф не стали.

Первая очередь ВСТО заработает в конце декабря. Но маршрут пока делят между собой две монополии – «Транснефть» и РЖД. Новая труба доходит от Тайшета до Сковородино (2694 км), а дальше – до Козьмино – идет железная дорога (около 2000 км). Нефтепровод дотянется до порта не раньше 2012 г.

Как монополии будут делить между собой тариф, чиновники ФСТ и представитель РЖД не комментируют. Получить комментарии «Транснефти» не удалось. А источник, близкий к Минэкономразвития, уверяет, что для «Транснефти» именно восточное направление будет убыточным. Она будет собирать с нефтяников по 1600 руб. за 1 т, а РЖД отдавать больше 2000 руб. Разницу «Транснефть» компенсирует на других направлениях – на традиционных западных, добавляет собеседник «Ведомостей».

Подтвердить цифры вчера не удалось. Чиновник правительства говорит, что проект постановления о том, как РЖД и «Транснефть» будут делить выручку от ВСТО, только готовится. Ясно пока лишь одно: восточный тариф «Транснефть» компенсирует за счет западного, отмечает он.

Ставки РЖД всегда были намного выше, чем у «Транснефти». Нефтяных поставок из Сибири до Тихого океана пока нет. Но, к примеру, транспорт нефти «Юганскнефтегаза» по железной дороге до Китая обходился «Роснефти» в среднем в 2507 руб. за 1 т по итогам девяти месяцев, говорится в ее отчете по US GAAP. Это около $77 за 1 т по среднему курсу ЦБ.

А средние расходы той же «Роснефти» на транспорт по более популярным направлениям (в порты Приморск и Новороссийск от «Юганскнефтегаза» по трубе «Транснефти») составляли в январе – сентябре $32,6–34.

Какую сумму «Транснефти» в итоге придется компенсировать за счет других направлений, «Ведомостям» выяснить не удалось. А выручка РЖД от ВСТО (при плане по экспорту в 2010 г. на уровне 15 млн т) может, получается, превысить 30 млрд руб. Это около 3% от прогнозной выручки компании на 2010 г. по МСФО.

Средние тарифы «Транснефти» на других направлениях в 2010 г. в любом случае вырастут примерно на 20%, говорит источник, близкий к Минэкономразвития. Не исключено, что рост будет еще ниже, добавляет он, пока «идет торг». На 20% индексации рассчитывала и сама «Транснефть», о чем говорил на днях в интервью «Коммерсанту» президент компании Николай Токарев (см. врез).

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать