Volkswagen Group и Suzuki объявили о стратегическом альянсе

Volkswagen Group и Suzuki объявили вчера о стратегическом альянсе. Сделка не только серьезно укрепит позиции немецкого концерна как лидера мирового автопрома, но и позволит получить доступ к индийскому рынку – одному из самых быстро растущих в мире
А.Махонин

Volkswagen

Автопроизводитель. капитализация – 32 млрд евро. финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – 113,8 млрд евро, прибыль – 4,7 млрд евро.

Suzuki Motor

Автопроизводитель. капитализация – 7,9 млрд евро. финансовые показатели (GAAP, 2008 г.): выручка – 23,4 млрд евро, прибыль – 213,7 млн евро.

Volkswagen купит 19,9% акций Suzuki Motor за 222,5 млрд иен ($2,5 млрд), объявили вчера компании. Suzuki продаст казначейские акции – она владеет 20% собственных акций, которые выкупила у General Motors в 2006 г. Вчера компании подписали предварительное соглашение о покупке акций, сделка должна быть закрыта в январе после одобрения регуляторами, сообщил Volkswagen.

В свою очередь Suzuki планирует потратить до половины полученной от немецкой компании суммы (до 111,25 млрд иен, или $1,25 млрд) на выкуп акций партнера. Исходя из стоимости бумаг немецкого концерна на закрытие 8 декабря, доля Suzuki в Volkswagen может составить до 2,5%. Представитель Volkswagen не сказал «Ведомостям», у кого Suzuki может купить акции его компании. Но у самого немецкого концерна казначейских акций нет.

Неофициальная информация о переговорах Volkswagen и Suzuki появилась еще летом. Но в ноябре президент Suzuki Осаму Судзуки категорически отрицал возможную сделку. Правда, он же не раз говорил, что его компании для выживания необходимо найти партнера. Но создание альянса с Volkswagen не будет означать поглощения японского автопроизводителя немецкой компанией, подчеркнул вчера Судзуки: «Suzuki не станет 12-м брендом Volkswagen».

Вчера на совместной пресс-конференции с Судзуки предправления Volkswagen Group Мартин Винтеркорн подчеркнул, что стратегическая цель его компании – стать крупнейшим в мире автопроизводителем. Немецкий концерн уже сейчас лидер мирового автопрома. Но на высшую ступень пьедестала он поднялся по итогам января – сентября этого года, опередив Toyota. Вместе с Suzuki Volkswagen обеспечит почти полуторакратное превосходство над японской компанией (см. иллюстрацию).

Компании намерены развивать сотрудничество, «уважая независимость друг друга», говорится в пресс-релизе Volkswagen. А целью альянса в сообщении названо совместное развитие на быстро растущих развивающихся рынках, а также разработка и производство экологичных автомобилей с использованием инновационных технологий.

«Suzuki сильна в тех двух аспектах, где позиции Volkswagen, напротив, очень слабы», – отмечает аналитик Commerzbank Даниэль Шварц. Благодаря альянсу с Suzuki Volkswagen получит доступ к рынку Индии, на котором немецкий автопроизводитель, занимающий первое место в Европе, практически не представлен. Suzuki контролирует 54% компании Maruti Suzuki, на долю которой приходится половина всех продаваемых в Индии машин, отмечает Bloomberg. Сама Volkswagen занимает второе место на рынке Китая.

Кроме того, компания получит доступ к разработкам Suzuki в сегменте компактных автомобилей – в частности, на развивающихся азиатских рынках, отметил Винтеркорн. В отличие от рынков развитых стран, оживить которые удалось только поддержкой со стороны правительств, рынки Китая и Индии бурно растут, несмотря на кризис: продажи легковых автомобилей в Индии в ноябре оказались выше на 61% по сравнению с прошлым годом, а рынок Китая за 11 месяцев 2009 г. вырос на 98%.

Впрочем, директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов уверен, что сделка больше выгодна Suzuki, нежели Volkswagen. Небольшому по мировым масштабам автопроизводителю было бы сложно выжить в одиночку, поясняет он. Выгоды Volkswagen менее очевидны – в первую очередь это доступ к индийскому рынку, где Suzuki занимает лидирующее положение, отмечает эксперт. У Volkswagen есть собственные небольшие автомобили, однако они сравнительно дорогие, в то время как модели Suzuki более дешевые. А именно такие машины и необходимы на развивающихся рынках, на которые нацеливается Volkswagen, добавил Богданов.

В последние годы Volkswagen применяет тактику, которая раньше была свойственна General Motors (GM): скупает один за одним бренды и выходит на новые рынки. Но это чревато потерей управления, что и показал опыт GM. Последняя уже давно распродает активы и избавляется от лишних брендов, отмечает Богданов.