"Аэрофлот" отказался от пролетных денег

«Аэрофлот» готов отказаться от части роялти от зарубежных компаний за пролет над территорией России. Но конкурентам радоваться рано. Деньги они все равно платить будут, «Аэрофлот» же перечислит их на развитие авиаотрасли в России
Виталий Савельев уверен, что «Аэрофлот» сможет работать и без роялти/ Д.Гришкин

Роялти [за использование иностранными перевозчиками транссибирской магистрали] – наркотик, от которого надо отказаться» – это первое заявление Виталия Савельева после того, как в апреле 2009 г. он стал генеральным директором «Аэрофлота». По его словам, без пролетных денег «Аэрофлот» был убыточным последние шесть лет. «Мы должны научиться жить в условиях рынка, опираясь не на деньги с воздуха, а на собственные силы», – настаивал Савельев, пообещав, что с 2010 г. сумма роялти будет выделена в балансе «Аэрофлота» отдельной строкой.

«Аэрофлот»

Крупнейшая авиакомпания России. Пассажиропоток – 8,01 млн человек (без «дочек», 11 месяцев 2009 г., спад к уровню 2008 г. – на 7%). Акционеры: более 50% – у государства, около 30% – у Национальной резервной корпорации. Капитализация – $1,7 млрд. Финансовые показатели (МСФО, девять месяцев 2009 г.): выручка – $2,46 млрд (-31,2% к уровню 2008 г.), чистая прибыль – $170,4 млн (+20,7%).

Но менеджмент авиакомпании решился на более смелый шаг – отказаться от роялти. «Компенсационные доходы перечисляются в бюджет, за исключением доходов от сдачи в аренду собственных частот», – говорится в презентации «Аэрофлота» о проекте бюджета на 2010 г., подготовленной к декабрьскому заседанию совета директоров (копия есть у «Ведомостей»). Компания готова расстаться со $115,6 млн, сказано в документе. Они пойдут на поддержку авиаотрасли. Речь идет о доходах, которые «Аэрофлот» получает от европейских авиакомпаний, которые летают через Сибирь, пояснили «Ведомостям» два члена совета директоров.

Пролетные деньги не могут быть перечислены напрямую в бюджет, напоминает гендиректор Infomost Борис Рыбак. Поэтому «Аэрофлот» отдает их государству под видом поддержки отрасли.

Роялти «Аэрофлот» получает еще со времен СССР. Они формируются из нескольких источников, говорит Рыбак: компенсация за разницу в количестве рейсов и частот, за отсутствие посадки в Москве, а также пульные соглашения. Последние и дают львиную долю доходов – более 60%, отмечает Рыбак. Пульное соглашение – это договор между «Аэрофлотом» и европейским перевозчиком о разделе доходов с определенных маршрутов, проходящих через территорию России. Например, иностранная компания летает из Парижа в Токио, «Аэрофлот» не летает, но компенсацию за это получает. По словам Рыбака, у «Аэрофлота» есть пульные соглашения более чем с 30 авиакомпаниями Европы и Азии.

Скорее всего речь идет о намерении «Аэрофлота» отдать государству компенсационные платежи, а доходы от пульных соглашений оставить себе, рассуждает Рыбак. Они касаются коммерческой деятельности «Аэрофлота» и европейских перевозчиков, доходы от них останутся в компании, подтверждает член совета директоров авиакомпании.

Проект бюджета еще не утвержден, говорит менеджер «Аэрофлота». Совет директоров принял его к сведению, вопрос опять будет рассматриваться в январе-феврале. Главная претензия – к низкому показателю чистой прибыли, объясняет член совета директоров. Менеджмент «Аэрофлота» разработал бюджет без учета пролетных денег по поручению Минтранса, говорит чиновник министерства. Впрочем, вопрос этот еще не решен, добавляет он.

Представители «Аэрофлота», Минтранса от комментариев отказались.