"Совкомфлот" обещает войти в тройку крупнейших танкерных перевозчиков мира

Войти в тройку крупнейших танкерных перевозчиков, удвоить выручку и EBITDA – таков план «Совкомфлота» на следующую пятилетку. А уже в будущем году компания может провести IPO

За пять лет – с 2005 г. «Совкомфлот» больше чем втрое увеличил флот (147 судов дедвейтом свыше 10 млн т) и вошел в пятерку крупнейших танкерных компаний мира, отчитался гендиректор компании Сергей Франк премьеру Владимиру Путину. Улучшились и финансовые показатели: если за 2004 г. выручка «Совкомфлота» составляла $393 млн, то по итогам этого года ожидается в $1,23 млрд (-24,5% к 2008 г.), следует из презентации компании (есть у «Ведомостей»). EBITDA увеличится в 2,5 раза до $572 млн, дивиденды вырастут с 70 млн до 1 млрд руб.

«Совкомфлот»

Судоходная компания. Акционеры: 100% принадлежит государству. Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2009 г.): Выручка – $661,9 млн (-24% к 2008 г.), EBITDA – $305,9 млн (-25,9%), Чистая прибыль – $116,8 млн (-64,6%).

На этом компания не остановится: в 2010–2015 гг. она намерена «твердо войти в первую тройку танкерных перевозчиков мира» и удвоить основные показатели, заявил Франк. Выручка возрастет до $2,5 млрд, EBITDA – до $1,2 млрд, говорится в презентации. Компания также хочет стать крупнейшим морским перевозчиком российских энергоносителей с долей рынка в 30–35% (сейчас – 15–20%, говорит менеджер «Совкомфлота»). По данным отчета японской Nippon Yusen KK (NYK), на начало 2009 г. лидером танкерных перевозок была Fredriksen Group (дедвейт танкеров – 16,9 млн т), 2-е место занимала Mitsui (14 млн т), 3-е – сама NYK (10,9 млн т). «Совкомфлот» же, по данным конкурента, был шестым – 8,7 млн т.

Встреча Путина и Франка – начало подготовки «Совкомфлота» к IPO, полагает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. Судя по результатам и планам пароходства, вероятность размещения менее 25% его акций в 2010 г. достаточно высока (пароходство – в плане приватизации, но еще не исключено из списка стратегических предприятий). «Совкомфлот» – одна из немногих транспортных компаний, которая практически не пострадала от кризиса, так как 65% флота работает по средне- и долгосрочным контрактам, отмечает Сахнова. Она оценивает компанию в $5 млрд, примерно такая же капитализация у NYK.

Путин и Франк тему IPO не обсуждали, сообщил пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Но чиновники уже знают детали размещения. Планируется продать 25% минус 1 акция компании за $1 млрд, рассказал сотрудник Минэкономразвития. Подтвердить эти данные не удалось – представитель компании их не комментирует. Размещаться будут и бумаги из доли Росимущества, и новые акции, уточнил чиновник. В какой пропорции – еще неизвестно. Обычно это 50 на 50, говорит Сахнова. «Совкомфлоту» нужны деньги на пополнение флота – компания разместила заказы на 15 судов (челночные танкеры, суда снабжения и проч.) под шельфовые проекты. Строительство судов – капиталоемкий процесс: потребность «Совкомфлота» в дополнительных собственных средствах – $500 млн, указано в презентации компании. Инвестпрограмма на ближайшие пять лет равна $5,5 млрд, из которых до 40% пойдет в сектор морской нефтегазодобычи.

IPO «Совкомфлота» лучше проводить во второй половине 2010 г., считает Сахнова: к тому времени рынок более-менее стабилизируется. Главная опасность в том, что, с одной стороны, на рынке переизбыток судов, с другой – спад грузопотока, а это негативно отражается на фрахтовых ставках. До 2011 гг. фрахт будет на 35–50% дешевле, чем в 2008 г., говорит эксперт. «2010 и 2011 гг. будут довольно сложными для танкерных перевозчиков», – признал и Франк на встрече с Путиным.

Спрос на бумаги «Совкомфлота» все равно будет, уверена Сахнова: инвесторы готовы вкладываться в этот актив, ведь компания демонстрирует финансовую стабильность.