Нулевая пошлина на восточносибирскую нефть будет действовать только для ВСТО


Чиновникам нужны новые меры, чтобы гарантированно заполнить главный проект «Транснефти» – нефтепровод ВСТО. Одна из них – ограничить действие нулевой экспортной пошлины для 13 месторождений Восточной Сибири поставками только по этому маршруту. Рассмотреть такую возможность вице-премьер Игорь Сечин поручил Минэнерго, передало вчера Reuters со ссылкой на источника, знакомого с поручением. Такая идея обсуждается с начала прошлого года, подтвердил «Ведомостям» чиновник Белого дома. Логика проста, объясняет он: стимулы для разработки новых месторождений Восточной Сибири уже есть – нулевой НДПИ. Но нефть с уже запущенных месторождений региона можно отправлять и на Запад, а нужны гарантии, что нефтяники будут заполнять ею ВСТО. Представитель Минэнерго от комментариев отказался.

В декабре правительство обнулило на неопределенный срок пошлину для нефти с 13 месторождений, включая главных поставщиков ВСТО: Ванкор «Роснефти» (Красноярский край), Талакан «Сургутнефтегаза» (Якутия) и Верхнечонское месторождение, подконтрольное ТНК-BP (Иркутская обл.). Ванкор – самый крупный проект (добыча на пике достигнет 25,5 млн т в год), и расположен он западнее остальных. При этом обязательства «Роснефти» по поставкам нефти на Восток, в частности по 20-летнему договору с китайской CNPC, – 15 млн т в год. Помешают ли «Роснефти» возможные ограничения, ее представитель комментировать не стал, отметив лишь, что компания будет исполнять любое решение правительства.

В целом нефтяники не должны пострадать: максимальная проектная мощность ВСТО – 80 млн т (сейчас – 30 млн т), а будущая добыча на пике всех 13 «льготных» месторождений – 50–55 млн т в год начиная с 2014 г., подсчитал аналитик Банка Москвы Денис Борисов. Обсуждался вопрос расширения льготного списка до 22 месторождений, но даже их добыча на пике – 81 млн т, добавляет он. Поручение Сечина могло бы стать и дополнительным стимулом для разработки новых месторождений на Востоке, но только если бы компании получили гарантии, что нулевая пошлина будет действовать лет 10–20. А их нет, напоминает эксперт.