Чартерного перевозчика "Вим авиа" банкротит авиакомпания "Тулпар"

Еще одна крупная авиакомпания – «ВИМ-авиа» может стать банкротом. Этого добивается один из ее кредиторов, владелец бизнес-перевозчика «Тулпар»

Первые проблемы начались в 2006 г., когда «ВИМ-авиа» скопила почти 7 млрд руб. долгов. Менеджеры «Аэрофлота» и «Сибири» рассказывали «Ведомостям», что Мурсекаев хочет продать компанию. Предприниматель это опровергал.

ООО «Авиакомпания «ВИМ-авиа»

авиаперевозчик. владельцы – Светлана и Рашид Мурсекаевы (данные ЕГРЮЛ). перевозки (11 месяцев 2009 г.) – 1,2 млн пассажиров (-22% к 2008 г.). финансовые показатели (2008 г., данные Росстата): выручка – 9,5 млрд руб., прибыль – 6,8 млн руб., долг – 8,3 млрд руб. (в том числе 6,5 млрд руб. кредитов и займов).

В Арбитражный суд Москвы поступило заявление о банкротстве восьмой по величине авиакомпании России – «ВИМ-авиа». Заявитель – Волжско-Камское судоходное общество (ВКСО), сказано на сайте суда. Сумма претензий не раскрыта; рассмотрение назначено на 8 февраля.

Задолженность небольшая и не критична для компании, уверяет представитель «ВИМ-авиа»: стороны договариваются о погашении долга, все будет выплачено до судебного заседания. По его словам, у «ВИМ-авиа» не было долгов перед ВКСО, истец получил их от других кредиторов. Детали представитель «ВИМ-авиа» не раскрыл, а телефоны ВКСО вчера не отвечали.

Пять лет назад «ВИМ-авиа» была самым крупным чартерным перевозчиком России и лидером по динамике роста. Своим именем она обязана создателю и первому гендиректору Виктору Ивановичу Меркулову – из его инициалов получилось ВИМ. История перевозчика началась в 2002 г. с четырех Ил-62 и Ан-12, выполнявших рейсы в Китай и Таиланд. Два года компания держалась около 40-го места среди отечественных авиакомпаний. Но все изменилось в 2004 г., когда «ВИМ-авиа» купил ее нынешний хозяин – Рашид Мурсекаев, сколотивший капитал на поставках китайского ширпотреба, акциях режимных и судоходных компаний. Он сменил парк перевозчика, заказав 12 подержанных Boeing. И за год «ВИМ-авиа» взлетела на 6-е место, обойдя бессменного лидера чартерных перевозок – «Трансаэро».

Вторая волна кризиса пришлась на 2008 г.: перевозки «ВИМ-авиа» упали сразу на 25%. А осенью 2009 г. Росавиация назвала перевозчика в числе тех, кто в группе риска из-за сложного финансового состояния.

Насколько серьезной была ситуация – не ясно: в открытых источниках есть лишь данные Росстата о финансах головной компании – ООО «ВИМ-авиа» за 2008 г. (см. www.vedomosti.ru). С 2008 г. только на сайте московского арбитража зарегистрировано 88 исков к «ВИМ-авиа» на общую сумму 812 млн руб. Правда, почти половина приходится на «БТА банк», а его представитель говорит, что все урегулировано и иски отозваны.

Основной владелец ВКСО – пермский предприниматель Михаил Антонов: у него 76%-ная доля, еще 24% – у подконтрольной ему же Камской судоходной компании (данные СПАРК и ЕГРЮЛ).

Других исков к «ВИМ-авиа» от судоходного общества на сайте московского арбитража нет. Зато судилась его «дочка» – авиакомпания «Тулпар»: за 2009 г. она подала пять исков к «ВИМ-авиа» на 56,5 млн руб. Представитель «ВИМ-авиа» комментировать это отказался. Получить комментарии «Тулпара» не удалось.

Едва ли иск о банкротстве «ВИМ-авиа» – элемент конкурентной борьбы, ведь «Тулпар» специализируется на бизнес-авиации, отмечает аналитик «Авиапорта» Олег Пантелеев: «Скорее всего, это лишь способ давления, чтобы выбить долги». Банкротство «ВИМ-авиа» не грозит, уверен эксперт. В последние годы компания снизила пассажирооборот, но выбрала правильную стратегию – не стала гнаться за объемами, сосредоточившись на нескольких прибыльных маршрутах (летает в Барселону, Римини, на Тенерифе, в Салоники и проч.), добавляет Пантелеев.

Бывший сотрудник «ВИМ-авиа» не согласен: у компании нет будущего, считает он, перевозчик потерял позиции на чартерном рынке и не смог пробиться на регулярные направления.

В 2009 г. Россия уже потеряла 18 авиакомпаний. Речь прежде всего об обанкротившихся перевозчиках альянса «Эйрюнион», «КД авиа» и грузовой компании «Аэрофлот-карго». Но с «ВИМ-авиа» ситуация другая, уверяет чиновник Росавиации: у перевозчика, естественно, есть проблемы, но не настолько серьезные, чтобы привести к банкротству, как случилось с «Красэйр», «КД авиа» и остальными.