Автовазовцев переселят в Тихвин

Высвобождаемых работников «АвтоВАЗа» ждут на вагоностроительном заводе в Ленинградской области. «Ведомостям» стала известна схема организации их переселения. Если проект окажется успешным, его станут применять и в других моногородах
А.Махонин

Программу переезда жителей моногородов в другие регионы страны разработало Агентство по реструктуризации ипотечных и жилищных кредитов (АРИЖК), рассказал «Ведомостям» его гендиректор Андрей Языков. Первыми воспользоваться ею смогут жители Тольятти, им предложат переехать в город Тихвин Ленинградской области и трудоустроиться на один из заводов финансово-промышленной группы ИСТ, сообщил вчера руководитель Агентства по ипотечному и жилищному кредитованию Александр Семеняка (цитата по «Прайм-ТАСС»). Речь идет о новом вагоностроительном заводе, который начнет работу до конца года и на котором будет трудиться 3500 человек, объясняет представитель группы ИСТ. «Мы заинтересованы в приезжей рабочей силе, в том числе с «АвтоВАЗа», его работники знакомы с конвейерным производством, которое будет применяться и у нас», – добавил он. Компания уже строит жилье для приезжих. Уже в этом году по программе АРИЖК смогут переехать 450–500 семей, агентство готово потратить на это 400–500 млн руб., сообщил Языков. По его словам, жилье в Тольятти дороже, чем в Тихвине, поэтому ипотека переезжающим скорее всего не понадобится.

Сегодня детали этой программы АРИЖК будет обсуждать с Ассоциацией российских банков, из презентации для банкиров «Ведомостям» и удалось узнать подробности финансирования переезда. Получив согласие АРИЖК на помощь в переезде, человек переселяется в новый город, где ему на время дают общежитие, устраивается на работу и ищет новое жилье. АРИЖК оценивает его старую квартиру и под ее залог выдает мигранту двухлетний заем под 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (сейчас 5,8% годовых). Размер займа будет равен стоимости квартиры за вычетом начисленных за два года процентов. Полученные деньги гражданин должен потратить на приобретение жилья в новом регионе, а если этой суммы недостаточно, обращается в банк за ипотечным кредитом. Старую квартиру он сможет в течение двух лет продать самостоятельно или уступить права на нее АРИЖК. Внакладе не останутся ни гражданин, ни агентство, обещает Языков, он рассчитывает на возобновление роста цен на жилье даже в моногородах.

Самый сложный вопрос в этой схеме – это оценка старой квартиры, признается Языков. Сейчас стоимость жилья находится на минимальном уровне и гражданин может продать его только с большими потерями, что сдерживает трудовую миграцию. «Наша схема позволяет сейчас получить максимум денег и рассчитаться потом, на восстановившемся растущем рынке недвижимости», – резюмирует гендиректор АРИЖК.

Если переселение работников «АвтоВАЗа» окажется успешным, программа станет универсальной, ее будут применять и в других моногородах, обещает Языков. «В этом случае будем выносить решение о ее финансировании на наблюдательный совет АИЖК», – добавляет он. В бюджетных деньгах надобности пока нет, у АИЖК есть средства для финансирования программы, говорит источник, близкий к АИЖК.

В Тольятти жилье сейчас стоит в среднем 34 700 руб. за 1 кв. м, говорит директор тольяттинского агентства «Жилищный проект» Сергей Жолнерук. Цена же 1 кв. м в новой квартире в Тихвине – 20 000–30 000 руб., говорит Игорь Горский, управляющий директор Агентства развития и исследований в недвижимости. Но это теоретическая цена – сделки единичны, рассказывает он.

«АвтоВАЗ» переведет в дочерние предприятия около 12 000 человек, говорит председатель профсоюза компании Николай Карагин, но вряд ли многие из них решатся на переезд. «Самарские власти уже разрабатывают меры по развитию других производств в Тольятти. К тому же в Ленинградской области много своих безработных, например в Пикалево», – объясняет он. Люди за годы работы в Тольятти обросли хорошими квартирами, дачами – это будет тормозом, согласен Жолнерук. Он не боится, что программа АРИЖК обвалит местный рынок недвижимости: «Покупателей единицы, а ниже оценочной стоимости (та, которую выставит АРИЖК) люди вряд ли будут продавать».

Логика у программы правильная: надо помогать людям выбираться из депрессивных городов, считает Наталья Зубаревич из Независимого института социальной политики. Но ей тоже непонятен выбор места переселения: «Меняют людям шило на мыло за государственные деньги. Тихвин – это второе Пикалево». Если власти хотят, чтобы программа работала, нельзя ограничивать возможность переезда конкретным городом, считает она. Этих ограничений в дальнейшем не будет, сообщил «Ведомостям» Языков.