В России вновь можно будет организовывать промсборку автомобилей

Такую возможность дает совместный приказ Минпромторга, Минэкономразвития и Минфина.
Д.Гришкин

Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин подписали совместный приказ, вносящий изменения в применение понятия промышленной сборки автомобилей российскими автозаводами. Документ опубликован сегодня в "Российской газете".

Документ дает возможность заключать новые соглашения о промсборке автомобилей. Подписывать их можно было только до 10 ноября 2007 г., после этой даты соглашения о промсборке можно было заключать только тем компаниям, которые заключили с Минэкономразвития соответствующие меморандумы. Однако в обновленном тексте приказа появилось дополнительное исключение: соглашение о промсборке может быть заключено по прямому указанию президента или правительства для социально-экономического развития региона, где предполагается разместить сборочное производство, говорится в тексте документа.

Источник в одном из министерств говорит, что такая возможность была предусмотрена для организации сборочных проектов на Дальнем Востоке, хотя не отрицает, что формулировка в приказе министерств позволяет создавать производства, использующие режим промсборки, где угодно. Однако пока никаких конкретных заявок на организацию промсборки не поступало, уверяет он.

Еще одной новацией является ужесточение контроля за компаниями, использующими режим промсборки. Например, устанавливается норма, согласно которой автозавод не может производить во время действия соглашения методом "отверточной сборки" больше автомобилей, чем будет производиться после его окончания. Этой лазейкой смог воспользоваться российский завод Volkswagen, где в настоящий момент собирается около 20 моделей, но с использованием сварки, окраски и сборки кузова - лишь две машины. Представитель VW уверяет, что новация завод не затронет. Согласно закону об иностранных инвестициях, российские власти действительно не могут ухудшать условия уже заключенных соглашений с иностранными партнерами, признает источник "Ведомостей" в одном из подписавших приказ министерств, оно коснется только тех компаний, которые еще не заключили соглашения о промсборке.

Наконец, в постановлении четко прописаны меры наказания за нарушение автопроизводителями условий соглашения. Раньше они были неконкретными: например, не было определено, что именно является нарушением соглашения и какие санкции могут быть применены к нарушителям. Теперь эта процедура подробно прописана, она подразумевает снятие льготных пошлин с момента обнаружения Минэкономразвития нарушений и до момента их устранения, а в определенных случаях возможен и разрыв соглашения.

Режим промышленной сборки был введен постановлением правительства №166 в 2005 г., тогда же Минпромторг, Минэкономразвития и Минфин утвердили правила использования режима промсборки. Он подразумевает ввоз импортных автокомпонентов по льготным ставкам 0-5% для сборки автомобилей иностранных марок на российских автозаводах при условии, что в течение трех лет с начала работы сборочного производства будет достигнут определенный уровень локализации компонентов - то есть производства их на территории России. Мощность этих автозаводов должна была составлять не менее 25 000 машин в год, на них должна быть организована сварка, окраска и сборка кузовов. Этот порядок был принят для стимулирования строительства на территории России новых автозаводов иностранными производителями. До 10 ноября 2007 г. было заключено 15 соглашений о промсборке, включая Toyota, Nissan, Ford, Renault, General Motors, Volkswagen, Suzuki, PSA Peugeot-Citroen, «Северсталь-авто», «Ижавто» и «АвтоВАЗ», протоколы о намерениях заключили Mitsubishi и Hyundai (эти компании сейчас строят свои заводы в России).