Таможенный союз назвал автопредприятия, получившие льготы

Комиссия Таможенного союза определила перечень автопредприятий, которые смогут ввозить компоненты, уплачивая пошлину по льготной ставке. Компаниям предстоит оценить, где выгоднее собирать машины, и выбор они сделают в пользу России, уверены чиновники
А.Махонин
А.Махонин

Ввозить автокомпоненты на территорию стран Таможенного союза, уплачивая льготную пошлину (от 0% до 5%), смогут 20 автопроизводителей. Эта ставка будет действовать для режима промышленной сборки, говорится в сообщении на сайте союза. От Белоруссии в список включено СП ЗАО «Юнисон» (легковые автомобили Samand), от Казахстана – «Азия авто» (Skoda, Chevrolet), от России – «Ижавто», УАЗ, четыре подразделения «Соллерса», «АвтоВАЗ» и еще 11 компаний (см. врез).

Режим промсборки был определен совместным приказом Минэкономразвития, Минфина и Минпрома весной 2005 г.: предприятие должно иметь производственные мощности для выпуска не менее 25 000 машин в год и осуществлять полный производственный цикл (сварка, окраска и сборка автомобилей); уровень локализации производства – не менее 30% в течение трех лет. Нынешнее соглашение по Таможенному союзу содержит все эти условия, кроме того автопроизводитель обязуется импортировать автокомпоненты в объеме не более 70% их общей стоимости.

«Если сейчас предприятие производит не менее 5000 автомобилей в год, оно также может импортировать детали по льготной ставке, но до 1 июля 2010 г. должно заключить соглашение с Минэкономразвития, Минфином и Минпромторгом о выходе на производство не менее 25 000 штук и локализации не менее 30%, иначе предприятие из перечня льготников будет исключено», – рассказывает сотрудник комиссии Таможенного союза.

Список формировался экспертной группой стран Таможенного союза, в который входили представители профильных министерств, рассказывает источник в комиссии Таможенного союза: «По какому принципу они составляли перечень, не ясно». Так, в списке, утвержденном комиссией Таможенного союза, нет Mitsubishi и PSA Peugeot Citroen, хотя их совместный сборочный завод в Калуге мощностью 160 000 машин в год должен быть запущен в этом марте. Mitsubishi подписала соглашение о промсборке, утверждает представитель группы «Рольф» Кирилл Устинов. Соглашения о промсборке на калужском заводе подписаны, подтверждает чиновник Минпромторга. По его словам, в комиссию Таможенного союза был передан список всех компаний, заключивших соглашение о промсборке, включая и совместное предприятие Mitsubishi и PSA Peugeout Citroen, а отсутствие их в списке комиссии Таможенного союза – ошибка ее сотрудников.

Зато в списке есть компании, заключившие договоры о промсборке до 2007 г., но до сих пор так и не начавшие производство (например, компания «Максус» группы ГАЗ). Чиновник Минфина объясняет, что эти компании были включены в перечень, так как есть договоренность, что они начнут производство в срок. Участники комиссии Таможенного союза со стороны Белоруссии и Казахстана, а также представители минэкономики и минпрома обеих стран отказались от комментариев.

Действующее соглашение по промсборке не ущемляет интересы России, переносить производства в соседние страны компании не будут, утверждает чиновник Минэкономразвития: «Белоруссия и Казахстан перейдут на российский стандарт промсборки. Остальные детали они будут либо закупать у российских компаний, либо платить обычные ставки таможенных пошлин за ввоз компонентов». Этот вопрос специально обсуждался и было решено установить единые правила для промсборки, взяв за основу российскую модель, подтверждают автопроизводители, в этом случае соседям не удастся давать таможенные льготы предприятиям, занимающимся крупноузловой сборкой. Представители «Соллерса» и группы ГАЗ заверили «Ведомости», что открывать новые производства в Казахстане и Белоруссии в связи с созданием Таможенного союза не планируют, считая это невыгодным.

Предприятиям важно понять соотношение доходов и расходов при промсборке в странах – партнерах по Таможенному союзу, говорит начальник департамента Минфина Илья Трунин: «Пока бессмысленно рассуждать на тему, что производство в Казахстане или Белоруссии будет привлекательнее и выгоднее, чем в России. Но очевидно, что емкость российского рынка превышает белорусский и казахстанский, соответственно, автопроизводители должны стремиться заниматься промсборкой в России». Россия сотрудничает со всеми крупнейшими автопроизводителями, спокоен за будущее российского авторынка замдиректора департамента Минэкономразвития Виталий Гудин: «У нас заключено 27 соглашений о сотрудничестве, 16 уже действует». Если вдруг выяснится, что соседи в чем-то перещеголяли Россию, отечественные чиновники найдут способ предоставить еще более привлекательные условия, уверен сотрудник комиссии Таможенного союза.