Забастовка пилотов, как и непогода, – форс-мажор, за последствия которого авиакомпании не отвечают

«Cancelled... fucking!», – выругался молодой мужчина, изучающий табло вылетов и прилетов Lufthansa в аэропорту Мюнхена. Я выдала примерно то же самое на русском языке четырьмя днями раньше, когда выяснила, что мне не удастся вечером 23 февраля вернуться домой. Рейс № 3196 Мюнхен – Москва был один из 800, отмененных немецким перевозчиком из-за забастовки пилотов.

… О вероятности забастовки мы (я, мои друзья – коллега Ксюша Болецкая и обозреватель Forbes Рома Дорохов) узнали за день до вылета,18 февраля. Теоретически можно было попытаться «переиграть» сроки. Но если все жестко распланировано, то реален лишь один вариант – полностью отметить 5-дневный отдых в Альпах. В этом случае мы бы потеряли деньги, перечисленные за апартаменты, да и билеты самой Lufthansa относились к категории «невозвратных» (об этом мелким шрифтом компания оповещает во время интернет-бронирования). Зато бы не рисковали... Мы решили рискнуть, тем более что говорилось о вероятности.

Пилоты окончательно определились, когда мы были уже далеко не только от Москвы, но и Мюнхена, – в прекрасном австрийском городе Зальцбург. Вечером 19 февраля мы прочитали на сайте Lufthansa о забастовке с 22 по 25 февраля. Там же – в разделе «Важная информация» (Current travel information) – нашли список неотмененных рейсов (нашего, увы, там не оказалось) и телефон круглосуточной справочной. По номеру +49 1805805805 мы так и не дозвонились – или были заняты все линии, или включался автоответчик. Письма на service-team.moscow@dlh.de Lufthansa игнорировала. Сайт перевозчика рекомендовал сдать билет через Интернет с последующей компенсацией его стоимости либо – как можно быстрее обратиться в ближайшую кассу, чтобы забронировать билет на другой рейс. Ближайшие кассы от нас располагались в Вене и Мюнхене. Мы не хотели отказываться ни от отдыха, ни от билетов (23 февраля можно было улететь из Мюнхена в Москву, но за 700 евро, что почти вдвое дороже билета Lufthansa «туда – обратно»). Усугублял ситуацию срок действия виз. Он заканчивался аккурат 23-го. После раздумий и дискуссий решили прибегнуть к моему «административному ресурсу» – обратились за помощью к пресс-секретарю Lufthansa. Написали sms с перечнем проблем и поехали в горы. Этот способ оказался самым эффективным... Спустя сутки, мы имели в электронных ящиках бронь на утренний рейс 24 февраля, а также – письмо на имя начальника полицейского офиса в мюнхенском аэропорту, которое должно было поспособствовать продлению визы (без 100%-ной гарантии).

.... Поиск полицейского офиса (по-немецки непроизносимое Bundespolizeiinspektion) оказался дольше, чем процедура продления визы. За полчаса приветливые мужчины оформили бумаги, разрешающие нам находиться на территории Германии еще сутки. Самый главный из них признался, что такое бывает крайне редко: обычно пассажиры задержанных или отменных рейсов при истекшей визе коротают время в нейтральной зоне аэропорта – после прохождения всех видов контроля. Выходит, повезло?

... Потраченные деньги на гостиницу и такси нам, конечно, не вернули. «Вам не положена выплата компенсации, если отмена рейса связана с непреодолимыми обстоятельствами, независимые от перевозчика, например, погодные условия, политическая нестабильность, забастовки...», – следует из правил Lufthansa.

В аэропорту Мюнхена никакого ажиотажа не наблюдалось. Большинство пассажиров, узнав о трудностях, просто сдают билеты, кто-то – меняет даты, рассказала девушка, скучающая за стойкой регистрации. Несмотря на заявленные сроки забастовки 22-25 февраля, ситуация стала улучшаться с 23-го: пилоты приостановили акцию протеста, в расписании появились вначале международные рейсы, а затем – и европейские. Забастовка – явление для Европы нередкое. Видимо, поэтому среди пассажиров не возникло паники. У меня сложилось впечатление, что они, несмотря на полученный дискомфорт, не проклинают пилотов. Напротив, понимают – ведь люди отстаивают свои права.

Забастовка пилотов Lufthansa может продолжиться 9 марта, если профсоюзы и менеджмент не договорятся о сохранении рабочих мест и индексации зарплат. Так что мой совет: собираясь в поездку, выбейте из консульства 2-3 «запасных» дня; обеспечьте себе доступ в Интернет – последние новости авиакомпания размещает на сайте; предусмотрите дополнительные расходы. Ну, или хотя бы подружитесь с авиационными журналистами. Шутка.