JPMorgan пользовался той же стратегией, что и Lehman Brothers


JPMorgan Chase пользовался теми же уловками, что и печально известный Lehman Brothers, сообщает Financial Times. В частности, банк активно использовал операции репо-105 с 2001 г.

Операция репо-105 стала очень известной с момента опубликования доклада поверенного Антона Валукаса, которому правительство поручило разобраться в причинах крушения банка Lehman Brothers. В докладе указывалось, что по результатам II квартала Lehman показал активы в $639,43 млрд, первый в своей публичной истории убыток в $2,8 млрд и отношение заемного капитала к акционерному 12,5. Последняя цифра была бы больше — 13,9, если бы банк не пошел на хитрость. По данным Валукаса, в конце II квартала Lehman Brothers вывел с баланса $50 млрд активов именно за счет репо-105 (инструмент номиналом 105 единиц оценивается в сделке в 100 единиц — обычно репо подразумевает больший дисконт). Подведя итоги квартала, банк выкупил активы.

Но хитрость с репо тогда не спасла Lehman. 10 сентября 2008 г. банк сообщил, что его запас ликвидности составляет порядка $40 млрд. Но значительная часть депозитов в клиринговых банках превратилась в залоги, часть активов обесценилась и к 12 сентября из этих инструментов можно было превратить в денежные средства не более $2 млрд, указано в докладе. Ночью 15 сентября Lehman Brothers объявил о банкротстве.

В отличие от Lehman JPMorgan никогда не скрывал эффект от своих сделок в финансовой отчетности. Закончил с этой уловкой банк тоже раньше разорившегося конкурента: эти операции были прекращены в 2005 г. после слияния с Bank One.

Несмотря на то что в докладе Валукаса говорилось, что другие банки не прибегали к этому экзотическому инструменту, Financial Times выяснила, что торговля репо долгое время была источником финансирования для всех инвестиционных банков. Другое дело, что, как правило, она была зафиксирована в финансовой отчетности компаний. Лишь некоторые засчитывали эти операции как продажу, что помогало вывести неликвидные бумаги со счетов.

По словам управляющих JPMorgan, для них эти операции были частью индивидуальной торговой стратегии, а не инструментом для изменения балансовой отчетности. И если Lehman проводил все подобные операции через Лондон, потому что не смог найти в США юридическую фирму, которая дала бы заключение о законности подобных сделок, JPMorgan действовал через Нью-Йорк.