Как делили 2 млрд руб. госсубсидий на кино

Обнародованы критерии, по которым выбирали компании, которые получат эти средства.
С.Николаев

Федеральный фонд социально-экономической поддержки отечественной кинематографии сегодня официально обнародовал критерии, по которым выбирали восемь компаний - получателей 2 млрд руб. государственных субсидий на производство кинокартин.

Государство выделает на поддержку кинематографа в 2010 г. 5,2 млрд руб., рассказал "Ведомостям" исполнительный директор фонда Сергей Толстиков. Из этой суммы непосредственно на поддержку производства фильмов предназначено 4,2 млрд руб. Этот объем будет распределяться по двум каналам: 1,38 млрд руб. распределит Министерство культуры на производство детского кино, анимации, кинодебютов и экспериментального кино. Еще 2,8 млрд руб. будут выделены через Фонд поддержки кино на выпуск национальных кинофильмов (т. е. массового кино). 2 млрд руб. из них были распределены 19 марта между восемью кинокомпаниям.

По 250 млн руб. из средств фонда получат "СТВ" Сергея Сельянова, «Дирекция кино» и «Централ партнершип» (ЦПШ, входят в холдинг «Профмедиа»), «Тритэ» Никиты Михалкова, «Продюсерская фирма Игоря Толстунова», Art Pictures (принадлежит Федору Бондарчуку, Александру Роднянскому и Дмитрию Рудовскому), «Базелевс» Тимура Бекмамбетова и «Рекун». Каждая компания будет обязана потратить деньги не менее чем на три фильма, причем объем господдержки не должен превышать 70% от бюджета картины. Всего же, согласно отчету, представленному на сайте фонда (www.fond-kino.ru), на эти средства претендовало 17 продюсерских компаний (см. список). Фонд в своем выборе опирался на рейтинг лидирующих продюсерских компаний, составленный исследовательской компанией Movie Research. Она же разработала и критерии оценки кинокомпаний. Эти критерии были разбиты на три группы.

Первой группой критериев оценивался интерес зрителей к продукции кинокомпании. Баллы получали пять самых посещаемых за год картин в России (от 10 до пяти) начиная с 2000 г. и пять кинофильмов – лидеров по телевизионному рейтингу (от пяти до одного балла). Вторая группа критериев учитывала оценку профессионалов. Баллы претендентам начислялись за участие их картин в кинофестивалях и полученные призы (Канны, Берлинале, Веницианский кинофестиваль, Московский международный кинофестиваль) и за кинопремии (учитывались "Оскар", "Ника", "Золотой орел"). "Десятку" здесь можно было получить за главный приз на фестивале или за "Оскар".

Третья группа критериев оценивала устойчивость кинокомпании – продолжительность ее работы на рынке (максимальные пять баллов начислялось компании, работавшей более 10 лет) и ее текущую активность. Кроме того, на господдержку не могла претендовать компания, не выпустившая за 2007-2009 гг. хотя бы один фильм, вошедший в пятерку лидеров по посещаемости или телерейтингу. В конечном рейтинге суммировались все три группы оценок.

В рейтинг не попали кинокомпании, у которых баллы получил только один фильм, а также компании, фильмы которых в течение 10 лет не попадали в пятерку лидеров по посещаемости, указано в отчете. Телеканалы в рейтинг включены не были, так как без дополнительного исследования нельзя было определить, какую роль играл канал – продюсировал фильм или только оказывал ему помощь в продвижении, указано в отчете Movie Research.