Минприроды предлагает пускать на российский шельф иностранцев

«Газпром» и «Роснефть» могут лишиться монополии на континентальный шельф. Минприроды предлагает открыть доступ к нему частным компаниям из России и даже иностранцам
Bloomberg

Почти два года новые лицензии на российском шельфе могут получать только госкомпании, проработавшие на шельфе не меньше пяти лет. Таковы условия закона о недрах. Им удовлетворяют только «Газпром» и «Роснефть». Теперь государство готово смягчить правила: для активизации работы на шельфе нужно менять законодательство и в первую очередь расширить перечень компаний, которые могут работать на шельфе, заявил вчера замминистра природных ресурсов Сергей Донской.

Нефтяные ресурсы на шельфе кроме «Роснефти» и ее «дочек» должны осваивать и другие российские компании с «необходимым финансовым и технологическим потенциалом», а также иностранные партнеры, которые могли бы иметь в проектах до 50%, заявил Донской. Неконтрольную долю иностранцы могут получить и в газовых проектах на шельфе, считает Донской. Контроль при этом должен быть у «Газпрома» и его «дочек». Российским частникам доступ на газовый шельф так и будет закрыт. Такой подход позволит и привлечь деньги, и сохранить госконтроль за реализацией проектов, считает Донской.

А вот лицензии на поиск сырья на шельфе Минприроды предлагает выдавать любым «заинтересованным лицам» (сейчас эти работы можно вести только в рамках лицензии на разработку и добычу), сообщил замминистра. Госкомпаниям нужно с кем-то «разделить риски работ на шельфе», объясняет Донской. Взамен первооткрыватели месторождений могут рассчитывать на «справедливую компенсацию» затрат или неконтрольную долю участия в консорциуме с госкомпанией, уточнил он.

Разделить шельф «Газпром» с «Роснефтью» не успели: с 2008 г. газовый концерн без конкурса получил только лицензии на три блока «Сахалина-3» и участок Западно-Камчатского шельфа, а «Роснефть» – лишь небольшое месторождение Астрахановское море – Некрасовский в Охотском море (см. врез). Но действующие правила критикуются со всех сторон. «Мы заинтересованы даже на условиях риска в активном участии в геолого-разведочных работах на шельфе северных морей», – объяснял президент «Лукойла» Вагит Алекперов президенту Дмитрию Медведеву в феврале. Он просил устранить разделение на государственных и частных инвесторов и ввести понятие «национальная компания». На прошлой неделе о последствиях такого разделения прямо сообщил один из крупнейших иностранных инвесторов в России – ConocoPhillips. Ее гендиректор Джим Малва объяснил, что Conoco продает половину 20%-ного пакета в «Лукойле», так как «крупнейшие стратегические возможности [в стране] зарезервированы» для «Роснефти» и «Газпрома». Недовольны госкомпаниями даже чиновники: представители «Роснефти» и «Газпрома» уверяли, «что нет никаких проблем, что они привлекут достаточно денег для освоения шельфа в кратчайшие сроки. Сейчас совершенно очевидно, что сделать этого не удалось», заявил недавно в интервью «Ведомостям» министр природных ресурсов Юрий Трутнев.

Вряд ли послабления, о которых говорят чиновники, связаны с этой критикой, скорее Минприроды наконец осознало, что разработать шельф на двоих просто невозможно, отмечает аналитик «Тройки диалог» Валерий Нестеров: вопрос – поддержит ли это решение правительство. Его представитель Дмитрий Песков вчера от комментариев отказался.

Пока России особенно похвастаться нечем: пик добычи на континентальном шельфе был в 2007 г. – около 14 млн т, прогноз на 2009 г. – 11 млн т (2,2% от общероссийской добычи). Минэкономразвития рассчитывает, что к 2040 г. на шельфе будет добывается 110–120 млн т нефти и 240–270 млрд куб. м газа. Для этого, по подсчетам чиновников, в его разработку нужно вложить 9,3 трлн руб. В 2008 г. обе госкомпании вложили в шельф 56,4 млрд руб., такими темпами на его освоение уйдет не меньше 165 лет, заявил вчера Донской.

Нефтяники в скорые перемены, похоже, не верят. О возможных послаблениях чиновники говорят уже полгода, но пока только на уровне Минприроды, а реальных подвижек нет, говорит сотрудник крупной иностранной компании. ТНК-BP, «Лукойл» и Shell приветствуют возможность работы частников на шельфе, сказали их представители. «Наш опыт в Баренцевом море показывает, что для работы в таких условиях нужны консорциумы: в одиночку привлечь необходимые средства и технологии невозможно», – говорит представитель «Лукойла». «Газпром» поддерживает предложение только о допуске к шельфу «дочек» самого концерна, а вхождение в проекты иностранцев считает «неактуальным», сообщил его представитель. Его коллеги из BP, «Газпром нефти», «Роснефти» от комментариев отказались.