Центробанк спасет банки от их хозяев

Центробанк может получить масштабные полномочия по надзору за целыми банковскими холдингами, состоящими не только из кредитных организаций. Такие полномочия регулятору предлагает предоставить Минфин
Минфин и ЦБ (на фото – их руководители Алексей Кудрин и Сергей Игнатьев) совместно готовили поправки в законы «О банках» и «О ЦБ»/ С.Николаев

Центробанк станет надзирать не только за кредитными организациями, но и за целыми банковскими холдингами, состоящими не только из банков. Это следует из поправок к законам «О банках» и «О Центральном банке», подготовленных Минфином и опубликованных на сайте министерства. Сейчас ЦБ лишен надзорных полномочий за некредитными компаниями, даже если они являются головными организациями банковских холдингов.

Этот проект готовился с учетом мнения ЦБ, говорит высокопоставленный сотрудник регулятора. «Мы вынуждены переходить к консолидированному надзору за банковскими холдингами, некредитные организации, входящие в них, могут довести банки до отзыва лицензии», – объясняет он. Банки выдают кредиты структурам своих акционеров, эта тенденция усилилась в кризис. Порой, если нет информации обо всех структурах холдинга, куда входит банк, нет возможности оценить рискованность его операций, резюмирует собеседник «Ведомостей».

Как показала недавняя история, именно чрезмерное увлечение некоторых банков кредитованием компаний и бизнеса своих акционеров и явилось у них одной из распространенных причин недостаточности капитала, платежного кризиса и последующей внешней санации, одобряет поправки вице-президент Пробизнесбанка Сергей Летунов. Например, доля кредитов структурам Олега Дерипаски в общем кредитном портфеле банка «Союз» осенью 2008 г. составляла 27%. А банк «Тарханы» разорился, когда выдал крупный кредит своему акционеру на развитие цветочного бизнеса, а тот прогорел.

Сейчас контроль за компаниями, входящими в группу или холдинг, несовершенен, констатируется в пояснительной записке к поправкам. Так, недостаточно четко прописано, кого включать в банковские группы и холдинги. По действующей редакции закона «О банках» критерий принадлежности к группе – возможность прямо или косвенно «существенно» влиять на решения банка. Вхождение в холдинг определяется через возможность назначать или влиять на избрание более половины коллегиального исполнительного органа банка. Поправки серьезно расширяют ряды групп и холдингов. Теперь в них включаются компании, прямо или косвенно контролируемые одними акционерами или даже родственниками акционеров (см. врез).

«Это просто новое понимание банковской группы или холдинга», – говорит Летунов. ЦБ получает инструмент прямого действия, теперь в холдинги и группы можно включить очень широкий перечень организаций и физических лиц, соглашается руководитель практики «Пепеляев групп» Лидия Горшкова.

Другая цель законопроекта – улучшить контроль за соблюдением нормативов кредитования на одного заемщика (не более 25% собственного капитала), говорит высокопоставленный сотрудник ЦБ. Банки используют фирмы-«прокладки» и офшорные компании, чтобы обходить норматив. Проект Минфина снижает этот норматив для «связанных» компаний до 20% собственного капитала.

Также по поправкам ЦБ может запрашивать необходимую информацию у «федеральных органов государственной власти, осуществляющих надзор за указанными организациями». К таким относится ФСФР, но не ФНС, которая выполняет лишь контрольные функции, объясняет Горшкова. С ФНС ЦБ заключил отдельное соглашение, говорит собеседник «Ведомостей»: отчетность, сдаваемая налоговикам, часто отличается от присылаемой ЦБ в худшую сторону. С представителем ФНС связаться не удалось.

По словам высокопоставленного сотрудника ЦБ, с помощью ФСФР банк намеревается контролировать ситуацию с искусственным надуванием активов, когда банки с помощью перепродажи неликвидных внесписочных акций увеличивают собственный баланс. «Постоянно обмениваемся [с ЦБ] разной информацией, какую запрашивают, такую и предоставляем», – сказал «Ведомостям» руководитель ФСФР Владимир Миловидов. Проблема надувания активов известна, она существует не только в банковской сфере, замечает он: «ФСФР проверяет эмитентов сомнительных бумаг. Когда нужно, приостанавливаем операции и сообщаем об этом в ЦБ».