Китайцы стали совладельцами "Одноклассников", Mail.ru и "В контакте"

Digital Sky Technologies (DST) Юрия Мильнера, Григория Фингера и Алишера Усманова продала 10% российского бизнеса крупнейшей интернет-компании Китая Tencent

О сделке говорится в совместном пресс-релизе DST и Tencent. Китайская компания заплатила $300 млн за допэмиссию DST Ltd., управляющей активами DST в России («Одноклассники», Mail.ru, Astrum Online Entertainment и др.), рассказал «Ведомостям» гендиректор и совладелец DST Юрий Мильнер. В результате Tencent получила 10,26% в уставном капитале DST Ltd., что эквивалентно 0,51% голосов, и право номинировать в совет директоров DST одного наблюдателя без права голоса. Доля российских акционеров DST Ltd. после сделки составляет более 75%, говорит источник, близкий к акционерам DST (до сделки у Мильнера и Фингера было более 50%, у Усманова – около 35%).

Для Tencent инвестиция в DST в основном финансовая: она сможет «заработать на быстром росте российского интернета, а также <...> упрочить лидирующие позиции DST и открыть новые возможности на русскоговорящих интернет-рынках», говорится в релизе. DST – одна из крупнейших компаний в русскоязычном интернете и в Восточной Европе, аудитория ее портфельных компаний превышает 300 млн человек, напомнила «Ведомостям» представитель Tencent Кэтрин Чан. Вдобавок это одна из лидирующих глобальных инвестгрупп, владеющая, например, акциями крупнейшей в мире социальной сети Facebook (5%) и производителя игр для социальных сетей Zynga, напоминает Чан, так что Tencent рассчитывает на «долгосрочные выгоды от партнерства».

Для DST это стратегическая сделка, уверен Мильнер: и по бизнес-модели, и по составу активов Tencent – близкий аналог DST. Китайской компании принадлежат игровой портал QQ, одноименный мессенджер, социальная сеть Qzone, совокупная месячная аудитория которых в конце 2009 г. составляла, по данным Tencent, около 500 млн уникальных пользователей. По словам Мильнера, Tencent – очень успешная компания, научившаяся извлекать доход из интернет-сервисов, в частности интегрировать онлайн-игры с социальными сетями. «Учитывая, что население Китая в среднем беднее российского, нам есть чему у Tencent научиться», – замечает он. Кроме того, у DST и Tencent появляется возможность лицензировать игры на территории сразу и России, и Китая, добавляет Мильнер.

Во что будут вложены средства от сделки, окончательно не решено, но это могут быть приобретения, допускает Мильнер. Как раз сейчас DST участвует в конкурсе на покупку ICQ, которую другой претендент – «Профмедиа» оценила в $120 млн, рассказывали «Ведомостям» близкие к участникам конкурса источники. Интересовалась ICQ, по словам источников, и Tencent.

Последняя известная сделка с долями DST была в 2009 г.: New Media Technologies Усманова докупила 12%, стоимость которых аналитики оценивали примерно в $300 млн. Но это с учетом акций Facebook и других зарубежных активов DST, напоминает руководитель управления корпоративных финансов ИК «Финам» Алексей Курасов. $300 млн за 10% российского бизнеса DST – сильно завышенная оценка, считает он.