Российский рекламный рынок сменил тренд

В I квартале объем размещения рекламы вырос на 5% до 46 млрд руб., подсчитала Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР). Хотя динамика далека от докризисных 20% роста, тренд сменился, и на рынок возвращаются мелкие и средние рекламодатели
Е.Кузьмина

Результаты I квартала, который традиционно является самым слабым для рекламного рынка, внушают оптимизм, говорит вице-президент АКАР Владимир Евстафьев. Хотя пока рост наблюдается лишь в некоторых сегментах рынка и наиболее заметно это проявляется в Москве, можно определенно говорить об оживлении рекламодателей, добавляет он. Первыми смену тренда еще в феврале заметили селлеры телерекламы – «Видео интернешнл» и «Газпром-медиа». Аналитический центр «Видео интернешнл» (АЦВИ) прогнозировал 5%-ный рост телерекламы по итогам первого полугодия. Но, по оценке АКАР, этот результат достигнут уже в I квартале: закупки рекламы на ТВ составили 25,5–26 млрд руб. против 24,5–25 млрд руб. в тот же период прошлого года.

На 5% (или на 6,3–6,8 млрд руб.) увеличился и объем размещения наружной рекламы, считает АКАР. Ситуация в разных городах отличается, но общая оценка совпадает, согласен Максим Ткачев, управляющий директор оператора наружной рекламы News Outdoor. Оператор Gallery по итогам первого полугодия ждет роста рынка на 5–8%.

Объемы рекламы на радио (1,9–2,1 млрд руб.). и в печати (7–7,5 млрд руб.) остались на прошлогоднем уровне, считает АКАР. Для газет этот год начался очень тяжело и ситуация начала улучшаться только в конце квартала, рассказывает гендиректор ИД Independent Media Елена Мясникова, а вот в журналах объем рекламы превысил уровень прошлого года в марте и по продажам на апрель – июнь видна отчетливая тенденция роста. Помог вывести динамику рынка в плюс и интернет: размещение рекламы на сетевых ресурсах выросло на 31% до 3,3–3,5 млрд руб. При этом увеличение расходов на медийную рекламу в сети АКАР оценивает в 16% (до 1,1–1,3 млрд руб.), а на контекстную – в 42% (до 2,1–2,2 млрд руб.). Гендиректор Google в России Владимир Долгов отмечает приток в контекстную рекламу малых и средних рекламодателей, что, по его мнению, свидетельствует об оживлении экономических процессов. Контекстная реклама сильно сократилась в 2009 г. именно из-за того, что кризис наиболее заметно ударил по малому и среднему бизнесу, а сейчас эти рекламодатели восстанавливают активность, согласен Алексей Катков, коммерческий директор Mail.ru. Средние и мелкие компании возвращаются во все сегменты рекламного рынка, добавляет директор по маркетинговым исследованиям АЦВИ Сергей Веселов. Консультации с участниками рынка и анализ заключенных контрактов показывают, что во втором полугодии рекламный рынок может вырасти на 10–12%, заключает он.