Бизнес
Бесплатный
Ирина Малкова
Статья опубликована в № 2610 от 24.05.2010 под заголовком: Сибирь станет заменой Дубаю

Восточносибирская нефть может стать региональным эталоном

Российская нефть ESPO экспортируется по трубопроводу Восточная Сибирь – Тихий океан всего лишь около полугода, но эксперты уже предсказывают ей большое будущее. Она может стать новым ценовым маркером для Азии, считает Platts

Нефть ESPO получила название в честь нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан (ВСТО), запущенного в декабре 2009 г. С тех пор «Роснефть», «Сургутнефтегаз» и ТНК-BP поставили на экспорт около 5 млн т (36,7 млн баррелей) новой нефти, а ее средняя цена составила около $77,8–78,4 за баррель (данные Platts и Argus, см. график). Цена ESPO сейчас привязана к сорту Dubai из Объединенных Арабских Эмиратов. Но у восточносибирской нефти есть все шансы стать новым ценовым эталоном для Азиатско-Тихоокеанского региона, уверен директор по мировым рынкам и рыночной информации Platts Хорхе Монтепеке.

Привязку к Dubai определили сами участники рынка, рассказывает он. В качестве ориентира стоимости они могли выбрать Brent или Urals. Но решающим аргументом стало то, что ESPO в Азии конкурирует с нефтью из стран Ближнего и Среднего Востока, где Dubai – один из признанных эталонов, думает эксперт. Пока ESPO торгуется в основном с дисконтом к Dubai ($0,3–1,6 за баррель). Но по качеству она должна превосходить арабскую нефть, так что дисконт объясняется скорее техническими факторами, говорит Монтепеке: восточносибирская нефть продается с поставкой через две недели, Dubai – через 2–3 месяца, и на восходящем рынке (когда текущие цены ниже цен отсроченных поставок) Dubai всегда будет стоить чуть дороже.

Главное преимущество ESPO – короткое транспортное плечо до потребителей в Азии, ведь до сих пор нефть сюда шла по длинному маршруту из стран Ближнего и Среднего Востока, Африки и государств Атлантического бассейна, рассуждает Монтепеке. Но для того чтобы ESPO стал новым ценовым маркером, продажи нефти должны быть не меньше 500 000 баррелей в день, а еще лучше – более 1 млн баррелей (около 50 млн т в год), говорит он. А на такую мощность трубопровод ВСТО выйдет не раньше 2012 г.; план на 2010 г. – 15 млн т, на 2011 г. – 30 млн т. С этим согласны и производители. «Роснефть» считает, что ESPO может стать новым эталоном для Азии не раньше, чем ВСТО заработает на полную мощность, а пока для этого не хватает «привычки потребителей», говорит представитель компании Николай Манвелов.

Нужны «существенные объемы и бесперебойность поставок», соглашается Николай Горелов из ТНК-BP.

Но есть и другие проблемы. Чтобы ESPO превратился в эталонный сорт, ему нужен открытый рынок, на который смогут прийти не только трейдеры, но и переработчики, говорит директор по развитию Argus Media Михаил Перфилов. Пока этому мешало отсутствие долгосрочных графиков поставок нефти. Графики с поставкой на следующий месяц «Транснефть» давала только в конце текущего, когда основные объемы потребителями в Азии уже были закуплены, говорит Перфилов, только сейчас компания переходит на графики глубиной два месяца. Пока же основным покупателем ESPO была Gunvor. По данным Argus, из примерно 49 партий нефти (в основном по 100 000 т каждая) нефтетрейдер закупил около 27. Для сравнения: следующие по величине покупатели – Mitsubishi и BP взяли по девять партий, Shell – шесть. Для того чтобы ни один из игроков не мог диктовать цену, круг покупателей должен быть шире, отмечает Перфилов.

Главное для новой нефти – стабильность поставок и качества смеси, добавляет сотрудник одной из компаний-трейдеров (представители Gunvor, BP, Shell, Vitol и Litasco комментировать перспективы нового сорта не стали). Стабильность качества подтверждается временем, отмечает Монтепеке. Пока, по его словам, по качеству ESPO может немного уступать Urals, но выглядит лучше нефти Oman, которая, в свою очередь, торгуется дороже сорта Dubai. Чтобы заслужить доверие рынка, России нужно давать потребителям не только максимум информации о текущем качестве нефти, но и долгосрочные прогнозы по его изменению, добавляет Перфилов.

Выбор редактора
Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать
Читать ещё
Preloader more