"Норникель" хочет продать американскую "дочку", раз не может ею управлять

«Норильский никель» не может управлять Stillwater Mining, в которой ему принадлежит 51,3% акций. Холдингу запрещено избирать в совет директоров американской компании своих сотрудников

ГМК «Норильский никель» рассматривает возможность продажи доли в Stillwater Mining, сказал Financial Times гендиректор российской компании Владимир Стржалковский. По его словам, в соглашении о покупке акций оказалась масса нюансов, низводящих роль «Норникеля» до уровня портфельного инвестора. «Поэтому мы зависим от эффективности менеджмента Stillwater», – цитирует FT слова Стржалковского. В прошлом году он работал плохо. В этом ситуация лучше, но все равно не оправдывает ожиданий «Норникеля», говорит он.

Stillwater Mining Company

Производитель платиноидов. Акционеры: Norimet Ltd. (51,5%). Капитализация – $12,6 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2009 г.): выручка – $394,4 млн, чистый убыток – $9,2 млн.

«Дочка» «Норникеля» – Norimet Ltd. купила 51,3% акций американской компании за $260 млн в 2003 г. Вчера на NYSE этот пакет стоил $643,6 млн.

Для сделки требовалось получить одобрение антимонопольных органов США и Комиссии по ценным бумагам и биржам. Бывший топ-менеджер «Норникеля» говорит, что именно регулятор потребовал ограничить влияние российской компании. Ведь Stillwater – единственный в США производитель платиноидов, а на «Норникель» приходится 60% их добычи в мире. В частности, продолжает собеседник «Ведомостей», российской компании было запрещено проводить своих сотрудников в совет директоров Stillwater. Большинство мест в нем должно быть закреплено за независимыми директорами.

Такое требование регулятора должно быть отражено в акционерном соглашении, уточняет партнер Baker & McKenzie Игорь Горчаков. Поменять менеджмент в такой ситуации действительно сложно – необходима поддержка других акционеров или единогласное решение, говорит он. Бессменный председатель совета директоров и гендиректор Stillwater – Фрэнсис Макалистер. Пытался ли «Норникель» договориться с другими акционерами и сменить менеджмент, представитель компании не ответил.

Тем не менее покупка себя оправдала, уверен бывший топ-менеджер ГМК, ведь «Норникель» закрепился на американском рынке. Он вспоминает, что в 2003 г. цена на палладий опускалась до $150 за унцию (рухнув с $1000 в 2001 г.), а у Stillwater были долгосрочные контракты примерно по $420 и не хватало собственного сырья. Покупая Stillwater, «Норникель» договорился, что будет поставлять для продажи через Stillwater не менее 1 млн унций палладия. Но в 2004 г. компании отказались от этой схемы, чтобы торговать палладием самостоятельно. Компания достигла цели – заключила контракты с конечными потребителями. Возможно, без Stillwater на это пришлось бы потратить больше времени, отмечает аналитик ING Bank Максим Матвеев.

Представители «Интерроса» (владеет 25% акций «Норникеля»), группы «Онэксим» (ее владелец Михаил Прохоров возглавлял компанию в 2003 г.) и Stillwater на вопросы «Ведомостей» не ответили.