Владимир Путин установит справедливую цену на сталь

Премьер-министр Владимир Путин решил лично разобраться, почему растут цены на сталь. Цепочку решено раскручивать с самого начала – с тарифов на услуги естественных монополий
А.Белоусов

Металлурги должны быть более скромны в своих потребностях», – заявил в пятницу старший вице-президент РЖД Вадим Михайлов (его слова передал «Интерфакс»). А зампред Союза машиностроителей Владимир Гутенев, вспоминая, как два года назад Путин вызвал «доктора» руководителю «Мечела» Игорю Зюзину, призывал вмешаться государство. «Вызывать «скорую помощь» надо однозначно», – заявил Гутенев.

Производители труб жаловаться на металлургов не стали, а подняли цены. За это на них в ФАС пожаловались крупнейшие нефтяные компании – «Роснефть», «Лукойл», ТНК-ВР, «Сургутнефтегаз» и «Газпром нефть». После этого Трубная меткомпания написала жалобу на ММК: в мае его полуфабрикаты подорожали на 16–18%, а с конца 2009 г. – на 25–42%.

Премьер призывы услышал – сегодня он проведет совещание, посвященное ценообразованию на металлопродукцию. Предполагается, что на мероприятии будут представители производителей коксующегося угля, металлурги и потребители стали, сообщил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, а вместе с ними – РЖД, энергетики и поставщики топлива, чтобы понимать, какую долю их тарифы занимают в цене на металлопродукцию. Приглашения на совещание получили председатель совета директоров НЛМК Владимир Лисин, гендиректор «Мечела» Игорь Зюзин, председатель совета директоров Магнитогорского меткомбината (ММК) Виктор Рашников, гендиректор «Северстали» Алексей Мордашов, гендиректор СУЭК Владимир Рашевский, рассказали «Ведомостям» представители этих компаний или близкие к ним источники.

Как дорожала сталь

Конфликты между сталелитейными компаниями и их клиентами начались в марте. Первым на рост цен вице-премьеру Игорю Сечину пожаловался гендиректор «Уралвагонзавода» Олег Сиенко. Только в I квартале сталь подорожала на 10–60%, а с апреля – еще на 10–30%, возмущался Сиенко. Возмущена ростом цен РЖД – металлурги предлагают поднять цены на рельсы на 20%, а в бюджете монополии такой рост не предусмотрен, цитирует «Интерфакс» слова Михайлова. Недовольны автопроизводители. ММК и «Северсталь» потребовали с 1 июня повысить цены на прокат на 25–30%. «АвтоВАЗ» считает, что рост не должен превысить 17%. Автопроизводители в коллективном письме Сечину грозили ростом цен на конечную продукцию (текст письма есть у «Ведомостей», его содержание подтвердили два сотрудника автозаводов). Но в итоге «АвтоВАЗ» согласился на 22%-ный рост, передало Reuters со ссылкой на свои источники. Решение принято после совещания у вице-премьера, добавил сотрудник «Северстали».

Пока ФАС обвинила в нарушении антимонопольного законодательства только Evraz Group: служба заподозрила, что торговая компания «Евразхолдинг» и Нижнетагильский меткомбинат устанавливали разные цены на одну и ту же продукцию. Но, как сообщил «Интерфаксу» заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров, похожие дела могут быть возбуждены и в отношении других сталелитейных компаний.

Кто виноват?

«Повышение цен на прокат – вынужденная мера», – цитирует «Интерфакс» слова Рашникова. В I квартале ММК работал с рентабельностью 15–18%, но железорудное сырье подорожало на 90%, отсюда и рост цен на прокат, объяснял он. Благодаря повышению цен рентабельность ММК достигла 8–9%, в противном случае компания работала бы в минус, говорит Рашников. В кризис падение цен на разные виды проката достигало 40%, напомнила «Северсталь»: в 2010 г. началось восстановление спроса, одновременно подорожало сырье и энергоносители – это и привело к росту цен. Ненормальна ситуация с тарифами на грузоперевозки, возмущен сотрудник другой сталелитейной компании: уже в конце 2009 г. доля тарифов в себестоимости продукции дошла до 30%, это не может не отражаться на ценах.

И все же основная причина роста цен – подорожание коксующегося угля и руды, которые занимают до 50% себестоимости проката, отмечает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин. Железнодорожные тарифы тоже занимают существенную долю в себестоимости проката, добавляет эксперт. «Но тарифы – палка о двух концах: металлурги перекладывают эти расходы на конечных покупателей, в том числе РЖД, а та в ответ требует повышения тарифов. Кому-то этот узел нужно разрубить», – резюмирует Смолин.

Два года назад за рост цен пришлось ответить угольщикам: они перешли с клиентами на долгосрочные контракты, а «Мечел» и Evraz и вовсе должны согласовывать цены с ФАС. Сейчас цены растут, но в службу с жалобами на угольщиков никто не обращался, хотя в неофициальных беседах металлурги все же высказывают недовольство поставщиками, рассказывает чиновник ФАС.

Вряд ли после сегодняшнего совещания кто-то будет назначен виноватым, сомневаются собеседники «Ведомостей», хотя подчеркивают, что последнее слово останется за Путиным. Чиновник ведомства, руководитель которого приглашен на совещание, говорит, что в числе возможных поручений – рекомендация подписывать долгосрочные контракты. И здесь главное, подчеркивает собеседник «Ведомостей», найти такую формулу цены, которая бы минимизировала риски и покупателя, и продавца. Ведь заключать договоры по фиксированным ценам не готов никто.