Владимир Лисин может пострадать от сближения Украины и России

Желание политиков создать партнерство «Газпрома» и «Нафтогаза» может затронуть интересы металлургического магната Владимира Лисина. Совместное предприятие двух монополий может получить участок черноморского шельфа, где сейчас работает компания самого богатого россиянина
Д.Гришкин

В конце апреля премьер Владимир Путин предложил Украине объединить «Газпром» и «Нафтогаз», что стало для соседей настоящим сюрпризом. Когда они оправились от первого шока, президент Украины Виктор Янукович заявил, что готов только на паритетное объединение. Но в Белом доме весь «Нафтогаз» оценивают примерно в 5% «Газпрома». Выход из ситуации нашел вице-премьер Игорь Сечин, заявив, что первым шагом к интеграции может стать совместное предприятие «Газпрома» и «Нафтогаза» на паритетной основе. И сейчас список активов, которые будут внесены в это предприятие, обсуждается «Газпромом» и минтопэнерго Украины.

Одним из таких активов может стать участок на шельфе Черного моря – так называемое «Поднятие Палласа», говорит источник, близкий к руководству минтопэнерго Украины. Сотрудник Минэнерго России подтвердил «Ведомостям», что совместная разработка этого участка обсуждается. А представитель ведомства Ирина Есипова отметила, что «развитие темы [«Палласа»] получило подтверждение» в протоколе заседания межправительственного комитета от 30 апреля. Но о деталях пока говорить рано, добавляет она. Представители «Газпрома» и минтопэнерго Украины от комментариев отказались.

В 2007 г. «Нафтогаз» и «Газпром» уже подписывали протокол о намерениях по совместной разработке «Палласа», но результатов это не принесло. «Честно говоря, у нас и самих столько шельфовых месторождений, что дай бог освоить», – объяснял тогда зампред правления «Газпрома» Валерий Голубев.

Между тем с 2002 г. лицензия на участок шельфа, который захватывает «Поднятие Палласа», принадлежит российской компании «Черноморнефтегаз» (см. карту). Ее акционеры не раскрываются, но хозяин НЛМК Владимир Лисин значится на сайте «Черноморнефтегаза» как член совета директоров, а сама компания есть в списке аффилированных лиц НЛМК. Сотрудники нескольких нефтяных компаний рассказали «Ведомостям», что «Черноморнефтегаз» – это актив Лисина, самого богатого россиянина по версии Forbes.

Лицензия этой компании дает право не на разработку участка, а только на поиск углеводородов на «Палласе». И истекает она в 2012 г., говорит главный геолог «Черноморнефтегаза» Борис Сенин. По его словам, все необходимые для начала бурения работы проведены, потенциал извлекаемых ресурсов участка – около 550 млн т (490 млн т – по нефти, около 60 млрд куб. м – по газу). Но чтобы бурить на глубине 500–1000 м, нужны партнеры, признает Сенин, однако переговоры на этот счет с несколькими компаниями, в том числе «Лукойлом», Shell и Exxon, «далеки от завершения»: уже почти два года закон о недрах разрешает разработку морских участков только «Газпрому» и «Роснефти». То есть «Черноморнефтегаз», если и найдет месторождение на «Палласе», по нынешнему законодательству лицензию на его разработку не получит.

С «Газпромом» же, по словам Сенина, переговоров не было. Они и не нужны, отмечает близкий к концерну источник: «Газпрому» проще и дешевле дождаться, когда у «Черноморнефтегаза» просто закончится лицензия на работу на этом участке. Но «Черноморнефтегаз» надеется на изменение закона, признается близкий к компании источник (представители Лисина не стали комментировать ситуацию).

Правда, в январе Украина выдала разрешение на работу в том же районе своему «Нафтогазу»: по решению правительства он получил 30-летнее право на поиск и добычу углеводородов в пределах структуры «Палласа» на северо-восточном участке шельфа Черного моря. Территориальная принадлежность «Поднятия Палласа» до сих пор не ясна, поскольку Россия и Украина много лет не могут провести границу в Черном и Азовском морях. Страны спорят об этом с 1996 г.: Киев настаивает на делении по административной границе СССР, Москва предлагает вариант по фарватеру или создание внутренней нейтральной зоны.