Аудитор ЮКОСа: был бы подконтролен – сразу бы уволился


Сегодня в Хамовническом суде на процессе по второму делу Михаила Ходорковского и Платона Лебедева продолжил выступать первый иностранец, свидетель защиты Жак Косцюшко-Моризе, бывший французский банкир и бывший глава комитета совета директоров ЮКОСа по аудиту.

Выступление уже традиционно для процесса прерывалось репликами обвинения – прокурор Валерий Лахтин требовал доказать, что Моризе действительно был «независимым».

Давая показания, Моризе буквально заклеймил как неэтичные действия аудитора PricewaterhouseCoopers, которого ФНС пыталась лишить лицензии и взыскать в доход государства гонорар в 16,8 млн руб. за аудит ЮКОСа в 2002-2004 гг. В результате гонорар и лицензию PwC отстояла, но аудиторские заключения отозвала, сославшись на то, что ЮКОС ввел ее в заблуждение. По показаниям Моризе, это вызвало чрезвычайное возмущение в международном офисе PwC и повлияло на климат Москвы как международного бизнес-центра.

Моризе не подтвердил позицию обвинения о том, что одобрение советом директоров ЮКОСа сделки по покупке «Сибнефти» было предопределено. «Я не был подконтролен, а если бы был, то сразу бы уволился», - заявил бывший аудитор. По его словам, одобрение было обусловлено тем, что структура сделки была достаточно прозрачной.

Прозрачность компании, по его словам, подтверждает и то, что ЮКОС хотел разместить на Нью-Йоркской бирже ADR 3-го уровня, требующие раскрытия не только отчетности компании, но и информации об основных владельцах. Компания была готова ее раскрыть, утверждает Моризе. Впрочем, потом последовала сделка с «Сибнефтью», а за ней – арест Ходорковского, и актуальность выпуска ADR исчезла навсегда.

Моризе подчеркивает, что он как член совета директоров имел адекватную информацию о происходящем в компании. Ему было известно, что ЮКОС не может экспортировать всю нефть, что внутренние цены компании были ниже мировых («иная ситуация была бы аномальной»). Источником своих данных Моризе назвал отчет о прибыли и убытках компании, доступный ему по должности, и справку об отчетности ЮКОСа в 1999-2003 гг. По его словам, все важные цифры в них, в том числе суммы выручки, дивидендов, отдельных сделок, соответствуют приведенным в ходе процесса.