За пригородное сообщение РЖД заплатят регионы

Со следующего года перевозка пассажиров пригородными поездами будет оплачиваться за счет регионов. Так чиновники компенсируют РЖД потери от замораживания тарифов на грузоперевозки
С.Портер

Обеспечить с 2011 г. безубыточность пригородных железнодорожных перевозок премьер-министр Владимир Путин поручил на совещании по ценообразованию и тарифам в конце мая. Это одна из мер, которая должна компенсировать РЖД рост тарифов на грузоперевозки в 2011 г. всего на 8% (сама компания просила индексации в 12–17%). В протоколе совещания (копия есть у «Ведомостей») указано, что Минтранс и Минфин совместно с РЖД должны разработать соответствующий комплекс мер. Минтранс на поручение премьера уже отозвался и подготовил законопроект об организации регулярного пассажирского железнодорожного сообщения (опубликован на сайте министерства).

Оплачивать организацию пригородных маршрутов Минтранс предлагает за счет регионов. Если у них не найдется средств для оплаты, тогда расходы субсидирует федеральный бюджет. Субсидии будут выдаваться только экономным территориям, у которых возник дефицит бюджета именно из-за нехватки средств на пригородное сообщение.

Законопроект основан на международном опыте, объясняет чиновник Минтранса. Регионы должны будут сами формировать заказ на пригородные перевозки и заключать контракты с перевозчиками, указано в проекте. В контрактах надо определять количество и регулярность маршрутов, число промежуточных остановок и вагонов.

Сейчас работает система перекрестного субсидирования, когда убытки РЖД от пассажирских перевозок компенсируются за счет тарифов на грузовые, отмечает эксперт Института естественных монополий Владимир Савчук. Теперь у пригородных перевозок появится конкретный заказчик, а регионы смогут получить деньги на эти цели из бюджета, объясняет он. До сих пор главной проблемой была нехватка средств у регионов на компенсацию убытков, некоторые даже были готовы отказаться от пригородного сообщения, говорит Савчук.

В 2010 г. РЖД хочет добиться от регионов 50%-ного возмещения убытков за пригородные пассажирские перевозки, а в 2011 г. – перейти на 100%-ное, заявлял ранее начальник отдела РЖД Геннадий Гришин. В прошлом году, по его словам, убытки РЖД от пригородных пассажирских перевозок составили 27,7 млрд руб., при этом регионы компенсировали всего 2,8 млрд руб. РЖД поддерживает принятие этого закона, говорит представитель компании. Идея хорошая, регион лучше знает потребности в пригородном сообщении, считает министр финансов Тверской области Алексей Капржак, но важно, чтобы была отлаженная система субсидий. Чиновник Минфина сообщил, что субсидировать регионам обеспечение пригородного сообщения министерство согласно, но назвать сумму в бюджете-2011 г. не смог.