"АвтоВАЗ" отказывается от отечественных комплектующих

Менеджеры «АвтоВАЗа» исполняют обещание отказаться от российских поставщиков комплектующих в пользу зарубежных компаний. Как стало известно «Ведомостям», первый контракт будет заключен с СП немецкой Eberspaecher и «АвтоВАЗагрегата». Список поставщиков для народных автомобилей – Lada low-cost и на базе платформы Renault B0 будет сформирован до осени
«АвтоВАЗ» начал набор новых поставщиков/ А. Махонин

АвтоВАЗ» нашел первого поставщика для нового бюджетного автомобиля на базе платформы Kalina (проект Lada 2190, low-cost), рассказал «Ведомостям» вице-президент «АвтоВАЗа» Дамир Кашапов. Им стало СП «АвтоВАЗагрегата» и немецкой компании Eberspaecher, которое будет поставлять выхлопные системы на все Lada 2190. СП разместится на площадке «АвтоВАЗагрегата» в Тольятти. Инвестиции в его создание составят несколько десятков миллионов долларов, говорит гендиректор российского представительства Eberspaecher Дмитрий Осипов. У его компании будет контрольный пакет СП, продолжает Осипов, но точных долей не раскрывает.

«АвтоВАЗ»

Автозавод. Акционеры – «Ростехнологии», «Тройка диалог», Renault (по 25% плюс 1 акция). Производство – 294 737 автомобиля (2009 г.). Продажи – 349 490 автомобилей (2009 г.). Финансовые показатели (РСБУ, 2009 г.): выручка – 84,2 млрд руб., чистый убыток – 38,5 млрд руб.

Eberspaecher занимается выпуском выхлопных систем, автономных отопителей и автомобильной электроники. Компания поставляет продукцию Renault, VW, Daimler, BMW и другим европейским автопроизводителям. СП с «АвтоВАЗагрегатом» будет заниматься только выпуском выхлопных систем, поскольку это одна из ключевых специализаций российского партнера, но параллельно Eberspaecher ведет переговоры по созданию аналогичных СП для производства отопителей и электроники, отметил Осипов. При этом «АвтоВАЗ» не будет единственным клиентом СП, компания рассчитывает поставлять свою продукцию и другим российским автопроизводителям, в первую очередь Renault и Nissan, говорит он.

Renault готова рассматривать предложения от новых поставщиков, говорит представитель компании. Но претендент должен удовлетворять жестким требованиям по качеству и предлагать компоненты дешевле, чем текущий поставщик, добавил он.

Сейчас с «АвтоВАЗом» работает более 300 производителей автокомпонентов. Но цена и качество их продукции не устраивают «АвтоВАЗ», рассказывал «Ведомостям» Кашапов. Изменение линейки поможет компании резко сократить уровень брака: показатель PPM (число бракованных деталей на миллион) должен снизиться к 2020 г. в 30 раз до 20, говорится в презентации бизнес-плана «АвтоВАЗа».

«АвтоВАЗ» не раз объявлял, что хочет сократить число контрагентов до 70 компаний, которые будут поставлять уже готовые узлы. Причем это должны быть преимущественно СП между российскими поставщиками «АвтоВАЗа» и крупными иностранными компаниями. «АвтоВАЗ» ведет переговоры о создании производств в России с Magna, Valeo, Faurecia, Magneti Marelli и др. В бизнес-плане «АвтоВАЗа» говорится, что завод будет сам производить лишь штамповку для кузова, двигатели, механические КПП, мосты, подвески, приборные панели, бамперы, а все остальное – покупать.

Привлечение Eberspaecher стало первым шагом в этом направлении, отмечает Кашапов. Выбор поставщиков для бюджетной Lada планируется завершить в июле, для машин на платформе B0 альянса Renault-Nissan – к концу августа, отметил он. Некоторые традиционные российские производители компонентов, которые удовлетворяют новым, более жестким требованиям «АвтоВАЗа», могут получить возможность поставлять свою продукцию и для новых автомобилей Lada, не исключает Кашапов.

Одновременно «АвтоВАЗ» пересмотрит и отношения с поставщиками. Каждый из них получит «эксклюзив» на поставки определенных узлов. При этом договоры с поставщиками будут типовыми. В них предполагается четко определить все вопросы сотрудничества, в том числе обязательства по качеству, контролю валютных рисков, ежегодному снижению цен на автокомпоненты через два года после начала действия договора на 3–5% в год, говорит Кашапов. Эта система была позаимствована у Renault-Nissan, условия привычны для всех крупных иностранных компаний, отмечает он.