Законопроект о медиации: какие остались вопросы

На протяжении многих лет мы в РСПП обсуждали вопрос введения дополнительной процедуры разрешения споров, альтернативной процедуры, такой как участие посредников (медиаторов) в экономический спорах. Все это время законопроект о процедуре медиации с участником посредника никак не мог пробиться через процедуру первого чтения. Лед тронулся: недавно президент Медведев внес свой вариант законопроекта в Госдуму. Он был принят в первом чтении.

На прошлой неделе на заседании Совета под председательством бывшего председателя Высшего арбитражного суда, ныне советника президента по правовым судебным вопросам – Вениамина Федоровича Яковлева, мы провели обсуждение этого варианта законопроекта. Мы пришли к выводу, что он позволяет инкорпорировать процедуру посредничества медиации не только в практику гражданских отношений, корпоративную практику и практику урегулирования гражданских споров, но и в трудовые отношения (что важно для РСПП как ведущей организации работодателей) и целый ряд других отношений, например, семейные конфликты.

Хотя остается ряд технико-юридических вопросов, которые могут быть дошлифованы в рамках второго чтения. Мы сформулировали примерно 5-6 замечаний технико-юридического характера. Есть вопросы у участников дискуссии по поводу концептуальных сюжетов. Такие как: Должны ли посредники быть профессиональными посредниками? Могут ли быть непрофессиональные посредники? Какие требования должны предъявляться к непрофессиональным посредникам? Каков порядок исполнения медиативных соглашений? Должны ли они исполняться в каком-то особом режиме либо в общем режиме? Если это гражданско-правовые отношения, то заключаемое новое соглашение об урегулировании спора само автоматически становится предметом гражданско-правовых отношений в будущем.

Несмотря на продолжающиеся дискуссии, все пришли к выводу, что законопроект сейчас может быть принят. Поработав как минимум год по этому закону, мы сумеем оценить эффективность той версии, которая принята. Мы надеемся, что она будет принята в рамках весенней сессии Госдумы. Поработав год, мы сможем вносить поправки, исходя из правоприменительной практики и из реального участия посредников (медиаторов) в разгрузке судов общей юрисдикции и арбитражных судов.

Одна из главных задач посредничества – разгрузить суды и внедрить новый обычай делового оборота, отношений в обществе, когда часть споров может не доходить до суда, если есть квалифицированные посредники и уважение к этим процедурам. Рассчитываем, что те инициативы, которые мы начали обсуждать на наших площадках (на площадках бизнеса) несколько лет назад, будут работать, начиная со следующего года. Для нас это важно потому, что в РСПП существует центр по разрешению корпоративных споров, существует объединенная служба медиации (посредничества), комиссия по корпоративной этике. Появление законодательной базы, которая легализует все формы, которые мы внедряли последние годы в инициативном порядке, повышает престиж этих структур. А самое главное – позволит этим структурам взять на себя часть проблем, которые сейчас решаются судами.