"Камаз" немцам не отдадут

«Тройка диалог» продала 17,12% акций «Камаза» – их купили «Ростехнологии», Daimler и ЕБРР. До 2016 г. пакет «Тройки» может сократиться до нуля, а доля Daimler будет расти, но контроль немцам не отдадут

«Камаз»

производитель грузовиков. финансовые показатели (МСФО, 2009 г.): выручка – 60,1 млрд руб., убыток – 2,6 млрд руб.

О закрытии сделки компании сообщили в пятницу в совместном пресс-релизе: «Ростехнологии» покупают 12,12%, Daimler – 1%, Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) – 4%.

Цену стороны не назвали, но ранее источники «Ведомостей» говорили, что все сделки будут проведены исходя из оценки «Камаза» в $2,5 млрд – по этой цене Daimler купила первые 10% в «Камазе» в декабре 2008 г. Цена осталась неизменной, подтвердил «Ведомостям» один из них. То есть «Тройка» выручила за этот пакет $428 млн, хотя по цене закрытия в пятницу он стоил на ММВБ $268,2 млн (премия – 59,6%).

В результате сделки доля «Тройки» составила 27,3%, «Ростехнологий» – 49,9%, Daimler – 11%, ЕБРР – 4%.

О намерении Daimler увеличить свой пакет в «Камазе» стало известно в сентябре 2009 г. По условиям соглашения о покупке первых 10% «Камаза» у немецкого автопроизводителя был опцион на выкуп акций из пакета «Тройки». Позже предправления Daimler Дитер Цетше говорил, что его компания хотела бы довести долю в «Камазе» до блокирующей. Но стороны не сошлись в цене. В итоге в этом феврале было объявлено, что Daimler купит у «Тройки» лишь 1%, а еще 4% – ЕБРР. Потом банк продаст свою долю Daimler, говорил один из собеседников «Ведомостей». Представитель ЕБРР Ричард Уоллис подтвердил в пятницу, что банк действует в тесном партнерстве с Daimler, но обсуждать возможную продажу акций отказался. Представитель Daimler не ответил на запрос «Ведомостей».

Daimler собирается к 2017–2018 гг. довести свою долю до контрольной, говорил в конце 2009 г. гендиректор «Ростехнологий» Сергей Чемезов. Но источники, близкие к «Камазу» и его акционерам, говорят, что это вряд ли. В ходе нынешней сделки акционеры заключили друг с другом ряд опционов, которые могут быть реализованы до 2016 г., рассказывают они. В результате доля Daimler может вырасти, но до контрольной точно не дойдет, доля «Ростехнологий» – снизиться, а «Тройка» может вовсе выйти из «Камаза».

«Камаз» – стратегический актив, решение о том, можно ли отдать контроль в нем иностранному инвестору, будет принимать правительство. Пресс-секретарь премьера Владимира Путина этот вопрос не комментирует.

Акционеры «Камаза» определили и формулу цены, по которой будут осуществляться сделки, рассказывает один из собеседников «Ведомостей». Цена привязывается к финансовым показателям предприятия, но в любом случае не будет ниже чем $2,5 млрд за всю компанию, это минимальная оценка в среднесрочной перспективе.

С выходом из кризиса спрос на грузовики должен восстанавливаться, в таком случае капитализация «Камаза» может превысить данную отметку, но это произойдет точно не в ближайшие год-два, считает аналитик «Атона» Юлий Матевосов.

Представители «Ростехнологий» и «Тройки» от комментариев отказались.

Акции «Камаза» в пятницу на ММВБ подорожали на 1,44% (рынок вырос на 0,85%).