Авиасалон в Фарнборо принес ОАК заказов на $11 млрд

ОАК получила первый твердый контракт на МС-21, которые встанут в серию лишь через шесть лет

Среднемагистральный МС-21 – самый амбициозный проект российского авиапрома, провозгласил на салоне в Фарнборо президент ОАК Алексей Федоров. Правда, в предместье Лондона привезли лишь макет салона МС-21: пока нет даже натурной модели самолета, его первый полет запланирован на 2014 г., старт серийного производства – на 2016 г.

Но первый твердый контракт уже есть. Вчера входящий в ОАК «Иркут» подписал договор на поставку 50 МС-21 с малазийской лизинговой компанией Crecom. На церемонии был министр обороны Малайзии Ахмад Захид Хамиди, говорит представитель «Иркута».

Сумма контракта – $3 млрд, сообщил президент «Иркута» Олег Демченко. Это по каталожной цене, уточняет его представитель. Выходит, один МС-21 стоит около $60 млн. Для сравнения: каталожная цена американского конкурента – Boeing-737 – $58,5–81 млн (2008 г., но той же вместимости), а аналогичных Airbus–320/321 – $81,4–95,5 млн (2010 г.).

«Иркут» поставит лайнеры в 2016–2020 гг.: половина – МС-21-200 (вместимость – 150 кресел), остальное – МС-21-300 (181 кресло). Другие детали контракта не раскрываются.

Полное имя первого покупателя – Crecom Burj Resources (CBR), еще в июне она сообщала, что подписала с «Иркутом» соглашение по 50 МС-21.

Владелец CBR – Crecom Burj Berhad, говорится на сайте заказчика; владелец учрежден 25 июня 2009 г., финансовые показатели не известны. Нет в открытых источниках и информации по каким-то сделкам обеих фирм. На вопросы «Ведомостей» в Crecom Burj Berhad не ответили. Так что занималась ли она авиализингом, не ясно. По данным Reuters, Crecom Burj Berhad создана специально для продажи МС-21 на азиатском рынке.

У ОАК давние отношения с юго-восточными странами по поставкам военной техники, напоминает гендиректор Infomost Борис Рыбак, поэтому доверие к России есть. Не исключено, что МС-21 задержится, добавляет он, но будут ли тогда санкции к «Иркуту» – не ясно.

А пока можно подвести промежуточный итог авиасалона для ОАК. В понедельник – вторник «Иркут» собрал протоколы о намерениях по 46 МС-21 (с опционом еще на 39) – от «Ильюшин финанс», «ВЭБ-лизинга» и авиакомпании «Нордвик». Общая стоимость лайнеров (судя по контракту с CBR) может составить до $5,1 млрд.

Второй перспективный самолет ОАК – региональный SSJ-100 – собрал твердые контракты на 60 самолетов (с опционом на 15). Плюс были протоколы с Orient Thai Airlines (12 машин) и «Газпромавиа» (10). Исходя из каталожной цены в $31,7 млн за самолет общая сумма – $3,07 млрд.

Итого «Фарнборо-2010» помог ОАК пополнить портфель заказов (учитывая опционы и протоколы о намерениях) на $11,17 млрд.