BP станет меньше, но сильней, ТНК-BP реформа не коснется

Британской ВР нужно продать почти 10% активов, выручить за них до $30 млрд, «возродиться» и восстановить репутацию. Все это предстоит реализовать новому гендиректору ВР Роберту Дадли. ТНК-ВР перемен пока не ждет
Тони Хейворд, Карл-Хенрик Сванберг и Роберт Дадли/ AP Photo

Пришло время возродить репутацию ВР под новым руководством», – провозгласил вчера председатель совета директоров компании Карл-Хенрик Сванберг. Как раз вчера ВР объявила, что Тони Хейворд оставляет пост гендиректора компании, с 1 октября его займет экс-президент ТНК-ВР Роберт Дадли. А Хейворд будет номинирован британской компанией в совет директоров TNK-BP Ltd.

Задача у Дадли непростая. ВР отчиталась о рекордном квартальном убытке – $17 млрд, поскольку ей пришлось сделать резерв на $32,2 млрд по возможным расходам на ликвидацию последствий аварии в Мексиканском заливе. Кроме того, втрое увеличен план по продаже активов, за полтора года ВР нужно собрать до $30 млрд. А это около 10% стоимости всех активов компании, отмечает представитель ВР Роберт Вайн, но что в итоге будет продано, не раскрывает (см. также врез). Дадли заявил, что поставленная задача – возродить ВР – это честь для него. А Сванберг подвел общий итог вчерашнего дня: «ВР остается сильной компанией... Но в будущем это будет другая компания».

Авария в Мексиканском заливе – крупнейшая экологическая катастрофа в истории США. А по словам Хейворда, еще и личная трагедия для него как для специалиста, который отдал ВР 30 лет жизни. Об отставке Хейворда заговорили почти сразу после катастрофы. Но его уход – собственное решение Хейворда, совет директоров ВР на этом не настаивал, заметил Сванберг.

Полная поддержка

Российская ТНК-ВР дает британской ВР 30–40% нефти. И та не раз заявляла, что ни за что не продаст российский актив. Не ждет этого и сама ТНК-ВР, заявил вчера ее совладелец и исполнительный директор Герман Хан. Он добавил, что поддерживает назначение Дадли и приветствует возможное вхождение Хейворда в совет TNK-BP, оба поздравления уже направлены партнерам.

Дадли покинул Россию в середине 2008 г. на фоне серьезного корпоративного конфликта между ВР и консорциумом российских совладельцев – «Альфа-групп», «Реновы» и Access Industires. «У нас возникали трения», – признал вчера Хан. Но это были «не личностные» трения, тут же добавил он, это была «некоторая несогласованность подходов на уровне акционеров».

А у Хейворда серьезный потенциал, он настоящий профессионал, хотя и стал «жертвой обстоятельств», добавил Хан.

В 2008 г. акционеры ТНК-ВР обвиняли друг друга в разных подходах к ее стратегии. Российские акционеры заявляли, что ВР не дает развиваться компании – есть ограничения на покупку новых активов в третьих странах. Британцы указывали на слишком высокие дивиденды ТНК-ВР и настаивали, что лучше вкладываться в российскую добычу.

С прошлого года споров не было. Дивиденды ТНК-ВР по-прежнему рекордные для российской нефтянки. А новых активов за рубежом она так и не купила. Если не считать поданных заявок на тендеры в Ираке и планов по разработке венесуэльского блока «Хунин-6» в рамках Национального нефтяного консорциума.

Стратегия ТНК-ВР по превращению в международную компанию не должна измениться, на это рассчитывают акционеры российской компании, заметил вчера Хан. А Дадли пообещал, что его назначение не повлечет никаких «диспутов» в ТНК-ВР.

В ближайшее время Хейворд и Дадли собираются посетить Россию, говорит представитель российского офиса Владимир Буянов, но точная дата пока не известна.