Национальная компания как третья «форма жизни» российского бизнеса

Российские законы делят все компании в стране на государственные и частные. Но это обстоятельство законодательно почти полностью ограничивает пользование недрами крупные нефтедобывающие холдинги, имеющие в составе акционеров иностранных инвесторов.

Поэтому в бизнес-сообществе стает вопрос о введении третьей "формы жизни" для бизнеса – понятия "национальная компания". От имени РСПП я предлагаю применять к крупным компаниям, которые зарегистрированы в России, работают в стратегических секторах экономики страны и отчисляют налоги в российский бюджет. При этом доля иностранного капитала в таких компаниях может составлять более 50% от уставного капитала.

 

Этот механизм должен работать следующим образом.

 

Ограничения для иностранных компаний и их владельцев устанавливаются двумя федеральными законами:

 

1) "О порядке существования иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства"

 

2) "О недрах"

 

Первый закон регулирует долю иностранных инвестиций в уставном капитале компании, которая работает в одной из стратегических отраслей. Т.е. при приобретении иностранным инвестором акций такой компании необходимо получать согласование у государства.

 

Второй закон ограничивает права доступа к недрам для частных компаний (с иностранным капиталом). По сути, сегодня правом добывать нефть из недр Российской Федерации обладают только государственные компании. Вести нефтедобычу на континентальном шельфе при этом имеют право компании, доля государства в которых составляет - напрямую или косвенно - более 50%. Причем, эти компании уже должны иметь опыт освоения участков континентального шельфа не менее 5 лет.

 

Введение формулировки "национальная компания" позволит более не разделять интересы нашей страны понятиями "государственная" и "частная компания". Изменения в законах должны быть такими:

 

Первое. Нужно расширить число разработчиков на континентальном шельфе до крупнейших частных российских компаний. Сделать это можно, если ввести жесткие ограничения по объемам выручки и налогов, отчисляемых в бюджеты всех уровней. Это должны быть компании с центром основных интересов в России, с опытом работы на шельфе и с долей государства менее 50% (возможное ограничение - до 25%).

 

Второе. Поправки в часть о федеральных недрах. Необходимо отказаться от возможности накладывать ограничения на участие компаний с иностранными инвестициями в разработке месторождений. И исключить из закона право российского правительства устанавливать дополнительные ограничения допуска иностранных инвесторов.

 

Третье. Нужно установить двойной принцип признания компании "не иностранным инвестором":

- центр основных интересов должен располагаться в России (критерии: имущество, выручка, налоги, занятость).

- конечными бенефициарами должны являться российские физические лица (длина цепочки владения активами - отдельный вопрос). В этом случае необходимо ввести уточнение в закон: к иностранным инвесторам не относятся компании, которые прямо или косвенно контролируются российскими юридическими лицами.

 

Юридические лица должны соответствовать требованиям в течение всего срока действия лицензии. Если долю в национальной копании приобретает иностранный инвестор, действует "дедушкина оговорка".

 

Не все компании готовы открывать структуру владения активами; процедура доказательства "национальности" компании может оказаться не менее сложной, чем вхождение через правительственную комиссию по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ. Однажды подтвержденная "национальность" может быть изменена из-за возможной смены владельца актива. Но на все эти вопросы могут быть получены ответы, если сама идеология "национальной" компании получит право на существование. Введение этой формулировки - интересах не только бизнеса, но и государства. Этот вопрос не раз поднимался на встречах представителей бизнес-элиты с президентом и премьер-министром страны.