Объединенная судостроительная компания ищет альтернативу "ВЭБ-лизингу"

«ВЭБ-лизинг» может лишиться монополии на контракты с ОСК. Судостроительная корпорация ищет новых партнеров

ОАО «ВЭБ-лизинг»

лизинговая компания. сотрудничает с ФГУП «Рособоронэкспорт», ОАК, госкомпанией «Вертолеты России» (данные с сайта компании). акционер – госкорпорация «Внешэкономбанк» (100%). финансовые показатели (РСБУ, 2008 г.): выручка – 1,86 млрд руб., убыток – 1 млрд руб.

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) объявила конкурс по отбору лизинговых компаний на строительство судов, рассказал «Ведомостям» руководитель пресс-службы ОСК Игорь Рябов. Итоги будут подведены в конце года. Главное требование ОСК – покупатель судна должен вкладывать 20% его стоимости, 40% предоставит корпорация, а еще 40% – лизинговая компания, говорит Рябов.

До сих пор ОСК работала лишь с «ВЭБ-лизингом», напоминает Рябов. И контракт по поставке судов через лизинг тоже только один. Покупатель судов по нему – Волжское пароходство. Оно оплачивало 15% их стоимости. А остальные средства шли только от ОСК, следует из недавнего отчета Счетной палаты. В документе говорилось, что в 2009–2012 гг. ОСК выделяет под сделку «ВЭБ-лизингу» более 4 млрд руб. на срок до 10 лет, процент за пользование средствами – 2/3 ставки рефинансирования ЦБ минус 1% годовых. Волжское пароходство, в свою очередь, платит «ВЭБ-лизингу» 2/3 ставки рефинансирования, говорит представитель пароходства. То есть доход «дочки» ВЭБа на этом контракте может составлять до 40 млн руб. в год, посчитал ведущий эксперт УК «Финам менеджмент» Дмитрий Баранов. При этом свои средства «ВЭБ-лизинг», получается, не вкладывает.

Представители «ВЭБ-лизинга» и ВЭБа от комментариев отказались. А Рябов говорит, что компании стали сотрудничать в 2008 г. и это было совместное решение ОСК и Минпромторга. Обсуждались несколько партнеров, в том числе «Газпром-лизинг», добавляет представитель Минпромторга, но условия «ВЭБ-лизинга» были признаны более привлекательными.

Решение ОСК расширить круг партнеров Рябов связывает с процессами оптимизации бизнеса, которые начала корпорация с назначением президентом ОСК Романа Троценко осенью 2009 г. Работа с одним партнером по лизингу была признана накладной, с 2011 г. было решено выбирать их по конкурсу.

Конкурс уже заинтересовал других игроков. Например, «Сбербанк лизинг», говорит представитель этой компании: уже сейчас она готова самостоятельно финансировать покупку судов.