Бизнес
Бесплатный
Алиса Фиалко
Статья опубликована в № 2670 от 17.08.2010 под заголовком: Портовое вето

В Новороссийском и Мурманском портах введена "золотая" акция

Государству нужен контроль над крупными сделками основного порта России – Новороссийского. Для него и Мурманского порта правительство вводит «золотую акцию» в преддверии приватизации
НМТП

стивидорная компания. основные акционеры – государство (20%), структуры РЖД (5%), Kadina Limited (50,1%). 30,1% последней – у членов семей Александра Пономаренко и Александра Скоробогатько, 20% – у структур Аркадия Ротенберга. выручка (РСБУ, первое полугодие 2010 г.) – 5,01 млрд руб. прибыль – 4 млрд руб.

ММТП

стивидорная компания. основные акционеры – государство (25,5%), Specialized Project Investments B.V. (34,97%), Laterium Commercial Limited (12,68%). выручка (РСБУ, первое полугодие 2010 г.) – 1,5 млрд руб. прибыль – 198,4 млн руб.

Правительство ввело «золотую акцию» для двух морских торговых портов – Новороссийского (НМТП) и Мурманского (ММТП). Такое распоряжение подписал 12 августа премьер Владимир Путин.

В НМТП у государства 20% акций, в ММТП – 25,5%. Оба пакета включены в план приватизации на этот год. И как раз в преддверии приватизации правительство по закону может ввести «золотую акцию», объясняет юрист ИГ «Русские фонды» Павел Баранов. Такая бумага дает право блокировать решения акционеров по поправкам в устав, а также решения о ликвидации, реорганизации компаний, по крупным сделкам и сделкам с заинтересованностью, напоминает он. Выходит, в Новороссийском порту государство получит даже больше прав при голосовании, чем с нынешней долей. При этом согласие других акционеров для ввода «золотой акции» Белому дому не нужно, отмечает Баранов.

Инициатива ввести «золотую акцию» для портов принадлежит Минэкономразвития, говорит сотрудник этого ведомства, идею поддержал и Минтранс. Представители министерств комментировать это не стали, как и их коллега из правительства. Но эксперты отмечают, что Белый дом действует вполне логично. Государству нужно оставить за собой право участвовать в управлении портами, констатирует аналитик Deutsche Bank Георгий Буженица. Ведь НМТП – крупнейший портовый оператор России и входит в пятерку крупнейших в Европе, почти половина его грузов – нефть. ММТП является четвертым по величине портом России. Общий грузооборот двух операторов за 2009 г. – 101,6 млн т.

Понятно, что остаться совсем без рычагов воздействия на такие активы государству не хочется, говорит Буженица. А «золотая акция» – это хороший рычаг, добавляет партнер юрфирмы «Юст» Артур Рохлин. В действительности решения акционеров «золотой акцией» блокируются редко, отмечает он, но только потому, что до внесения вопросов в повестку они проходят согласование с ее держателем.

Впрочем, примеры есть. В 2008 г. Татарстан, владевший «золотой акцией» Казанского вертолетного завода, сумел заблокировать решение по его передаче в управление «Вертолетам России» (входят в ОПК «Оборонпром»). Хотя холдинг потом все же получил завод в управление. Есть ли опасения у основных владельцев портов, вчера выяснить не удалось. Представитель НМТП от комментариев отказался, в ММТП на запрос «Ведомостей» не ответили.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать