Статья опубликована в № 2671 от 18.08.2010 под заголовком: Минус «Газпрома»

"Газпром" растерял в Европе $3 млрд за прошлый год

«Газпром» признался, что в прошлом году потерял 2% европейского рынка, или $3 млрд выручки

«Газпром»

монополия по экспорту газа из России. Основной акционер – государство (50,002%). Капитализация – 3,9 трлн руб. Выручка (МСФО, 2009 г.) – 2,99 трлн руб., в том числе от продажи газа в Европе – 1,1 трлн руб. Прибыль – 793,8 млрд руб.

Взяв данные CERA, собственную статистику и цифры главного конкурента – норвежской Statoil, «Газпром» посчитал, как снизилась его доля на европейском рынке в 2009 г. Она составила 26,3%, хотя в 2008 г. достигала 28,4%, сообщается в отчете «Газпрома» по РСБУ за II квартал. Доля Statoil при этом выросла с 17,5 до 18,5% (см. таблицу).

Исходя из данных МЭА, у «Газпрома» выходил не такой серьезный провал: 25% против 26% в 2008 г. А вот 2% рынка ЕС, потерянных в прошлом году, – это почти 11 млрд куб. м газа. Или $3 млрд недополученной выручки по средним ценам «Газпрома» в Европе за 2009 г.

Впрочем, именно цены – главная причина такого результата, не раз говорили руководители «Газпрома». В середине 2008 г., когда был всплеск спроса на российский газ, средняя цена «Газпрома» была почти на 11% ниже, чем у той же Statoil ($390 за 1000 куб. м против $439). А в начале 2009 г. картина была зеркальной: газ «Газпрома» оказался самым дорогим. Основная база для расчета цен в долгосрочных контрактах на поставку газа – котировки нефтепродуктов (с отставанием на 6–9 месяцев), но могут учитываться и цены на спотовом рынке газа. Второй составляющей в контрактах «Газпрома» (в отличие от его конкурентов) практически не было, а спотовые цены на газ в 2009 г. были в разы ниже российских.

Во втором полугодии 2009 г. цены Statoil и «Газпрома» почти сравнялись, продажи российской монополии резко пошли вверх. Но во II квартале этого года темпы роста экспорта стали снижаться: поставки «Газпрома» в Европу всего на 1,6% превысили уровень провального 2009 года, хотя в январе – марте был 35%-ный рост. У Statoil в I квартале продажи выросли на 7% к 2009 г. (при том что год назад снижения не было), во II квартале – на 22%, говорится в ее отчете.

Причина все та же – цены «Газпрома снова выше, чем у конкурентов, уверяет менеджер «Газпром экспорта». В I квартале цены концерна были выше $290, говорит другой сотрудник группы «Газпром»; Statoil продавала газ в среднем по $280, следует из ее отчета, средняя спотовая цена на американском узле Henry Hub – $195. Во II квартале «Газпром экспорт» продавал газ Европе в среднем по $285, добавляет собеседник «Ведомостей». Цена норвежцев – $259, средняя цена в Henry Hub – $150. Через год-два спотовые котировки стабилизируются, концерн полностью вернет свои позиции, надеется менеджер «Газпром экспорта».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать