UC Rusal грузит алюминий контейнерами

Крупнейшими клиентами «Трансконтейнера» оказались Volkswagen и UC Rusal. На них приходится 10% выручки оператора

«Трансконтейнер»

Грузоперевозчик. Акционеры: РЖД (85%), ЕБРР (9,25%), Moore Capital Management LLC (2,5%), GLG Emerging Markets Fund (2,5%), ТКБ (0,75%, ранее такой пакет был у «Тройки диалог»). Финансовые показатели (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.): выручка – 9,942 млрд руб., прибыль – 197 млн руб.

Всего у «Трансконтейнера» более 200 000 клиентов, раскрыл железнодорожный оператор в инвестмеморандуме к планируемому в ноябре IPO. Крупнейший из них – Volkswagen. На ее долю в первом полугодии 2010 г. пришлось 6,5% доходов компании (646,2 млн руб.), указывается в документе.

Volkswagen завозит из Европы комплектующие для своего автозавода в Калуге. «Трансконтейнер» сотрудничает с немецкой компанией с 2007 г. Детали в Калугу поставляются из чешского города Млада-Болеслав и словацкого Велка-Ида. Сейчас объемы перевозок составляют около 2500 TEU (эквивалент 20-футового контейнера) в месяц, говорит представитель железнодорожного оператора, перевозка занимает четыре дня. При перевозке на длинные дистанции и значительных объемах перевозок, как правило, дешевле пользоваться именно железнодорожными контейнерными перевозками, отмечает представитель логистической компании Gefco (входит в группу PSA Peugeot Citroen и занимается доставкой комплектующих на калужский завод французского автоконцерна). Перевозки комплектующих грузовиками из Италии для сборки Fiat в Татарстане обходились в среднем в 1,5 раза дороже контейнерных железнодорожных, подтверждает представитель «Соллерса».

Петербургские заводы General Motors, Ford, Nissan и Toyota железнодорожный транспорт практически не используют: львиная доля компонентов завозится морем через порты Санкт-Петербурга, говорят представители автозаводов. Морем везет комплектующие из Кореи во Владивосток для сборки SsangYong и «Соллерс», суда разгружаются прямо на территории находящегося на берегу моря завода, отмечает его представитель.

Вторым крупным клиентом в сегменте автопроизводителей «Трансконтейнер» называет «Соллерс», однако компания не попала в топ-10 крупнейших клиентов оператора. «Соллерс» использует железнодорожные контейнерные перевозки для доставки из Европы запчастей для сборки Fiat на своих заводах в Татарстане, объясняет представитель компании. Однако объем производства Fiat сейчас в разы меньше, чем производство на калужском заводе Volkswagen, отмечает руководитель автомобильной практики Ernst & Young Иван Бончев. По данным «АСМ-холдинга», в первом полугодии 2010 г. татарстанские заводы «Соллерса» собрали 6959 автомобилей, а Volkswagen в в Калуге, по данным самой компании, – более 50 000 машин.

А вот «Автофрамос» завозит компоненты контейнерами как по железной дороге, так и грузовиками, этим занимается французская транспортная компания. Железной дорогой завозятся крупные партии компонентов из Румынии, где у Renault есть завод Dacia, а автомобильные контейнерные перевозки используются для доставки небольших партий компонентов или для доставки комплектующих с отдельно стоящих заводов – в таких ситуациях автотранспорт обеспечивает большую гибкость и скорость, объясняет представитель компании.

С развитием локализации производства автокомпонентов и появлением здесь большого числа поставщиков для заводов иностранных автоконцернов контейнерные перевозки по железной дороге будут уступать перевозкам грузовиками: на небольших расстояниях их использование более оправданно, отмечает представитель Gefco.

Вторым по величине клиентом «Трансконтейнера» стала UC Rusal – на нее приходится 3,5% доходов «Трансконтейнера» (348 млн руб. в первом полугодии 2010 г.), указывает компания в меморандуме. Алюминий, как и другие цветные металлы, является грузом 3-го тарифного класса (максимальная стоимость перевозки), в то время как тарифы на перевозку контейнеров близки ко 2-му тарифному классу. Поэтому контейнеры выгоднее, говорится в инвестмеморандуме.

Контейнерные перевозки могут быть вдвое дешевле обычных вагонов, это позволяет компании экономить десятки миллионов долларов в год, отметил источник, близкий к UC Rusal. Представитель UC Rusal уточняет: такие перевозки выгодны лишь на тех маршрутах, где можно грузить контейнеры с алюминием на борт кораблей.

Основной объем перевозок цветных металлов в контейнерах приходится на экспорт – в 2010 г. предполагается перевезти 99 000 TEU этих грузов, из них 70,1% составит экспорт, прогнозирует A.T. Kearney. В структуре экспортных контейнерных железнодорожных перевозок на долю цветных металлов придется 16,7%, или 70 000 TEU. Львиная доля перевозимых по железной дороге цветных металлов – именно алюминий, отмечает директор российского офиса A.T. Kearney Евгений Богданов. UC Rusal использует контейнеры в основном для перевозки алюминия со своих сибирских заводов в порты Дальнего Востока, сказал представитель «Трансконтейнера». По железной дороге UC Rusal перевозит около 85% сырья и 90% готовой продукции, писала компания в инвестмеморандуме. На контейнерные перевозки сейчас приходится 17–20% всех грузов, однако до кризиса эта доля доходила до 30%, говорит представитель UC Rusal. Ее снижение в кризис объясняется снижением структуры перевозок алюминия: основные потоки совпали с основными маршрутами крытых вагонов, которые с обратной загрузкой товарами из дальневосточных портов возвращаются в Сибирь, где вновь используются для загрузки алюминием, говорит он. Впрочем, представитель UC Rusal не исключает, что уже в самом ближайшем будущем доля перевозок алюминия железнодорожными контейнерами может вырасти до 50%.